Ирина Вежливцева
Профилактика профессионального выгорания методом мандалотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика профессионального выгорания методом мандалотерапии
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога
Задачи:
1. Определить, что такое профессиональное выгорание и его симптомы
2. Познакомиться с мандалотерапией и ее лечебными свойствами
3. Испытать на себе волшебные свойства мандалотерапии
Участники психологического тренинга: воспитатели и специалисты ДОУ
Публикация «Профилактика профессионального выгорания методом мандалотерапии» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Необходимое оборудование:
• Листы А4 с нарисованным кругом;
• Карандаши, фломастеры, мелки, краски
• Проектор, ноутбук.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами разберемся с синдромом профессионального выгорания и попробуем избавиться от него посредством мандалотерапии.
Что такое профессиональное выгорание?
В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».
Представители профессии «человек – человек» из– за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода, безусловно, оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.
«Эмоционально выгоревшие» - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
— усталость, истощение;
— недовольство собой, нежелание работать;
— усиление соматических болезней;
— нарушение сна;
— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
— негативная самооценка;
— пренебрежение своими обязанностями;
— снижение энтузиазма;
— отсутствие удовлетворения от работы;
— негативное отношение к людям, частые конфликты;
— стремление к уединению;
— чувство вины;
— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);
— снижение аппетита или переедание.
Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основных стадии.
Первая стадия
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".
На второй стадии
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Третья стадия
Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы, и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.
Сегодня мы познакомимся с одним из методов направления арт-терапии, с помощью которого вы сможете не только поднять себе настроение, почувствовать себя комфортнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека. Арт–терапия - направление в психотерапии, которое использует творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики.
Сегодня большую популярность набирает один из методов арт-терапии – мандалотерапия.
Давайте разберемся с вами, что это такое.
Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита означает «круг» или «центр». Во многих культурах круг является символом единства и целостности, символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, создавая круг, очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство.
Посмотрите друг другу в глаза, обратите внимание на рисунок сетчатки. Что вы видите? (ответы педагогов). Правильно - узоры.
Создание мандал связано с созданием в круге рисунков, отражающих индивидуальные особенности автора — его психическое состояние, отношение к миру и самому себе, а также неосознаваемые потребности и тенденции развития.
Исходя из вышесказанного, можно определить, что такое мандалотерапия.
Мандалотерапия – это, прежде всего – лечение, оздоровление и исцеление нашей психики, это инструмент для снятия психоэмоционального напряжения человека любого возраста.
Мандалотерапия – одно из самых сильных и эффективных средств, которое дает человеку жизненные силы.
Мандалотерапия может быть полезна любому человеку, пребывающему в болезненном или негативном психоэмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта. Она может применяться и как вспомогательное средство в период восстановления после затяжных болезней и тяжелых операций, для реабилитации алкоголезависмых и наркозависимых и т. д. Мандалотерапия абсолютно применима как к детям, так и к взрослым, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами. Но, пожалуй, более всего метод мандалотерапии полезен тем, кто хочет духовного роста, саморазвития, самосовершенствования, гармонизации. Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому, эта техника может быть использована без ограничений в работе с детьми и их родителями и вами педагогами.
При рисовании мандалы, мы переносим наше состояние, наши эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что у вас внутри, то и отразиться в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет и линию на бумаге. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.
Рисовать мандалу просто. Для этого понадобятся цветные карандаши, фломастеры, мелки или краски. На листах любого формата по центру рисуется большой круг (он у вас уже нарисован). Выбор цвета свободный. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием.
Желательно не рисовать людей, животных, дома, пароходы, машины, т. е. у вас должна получиться абстрактная картина вашего внутреннего состояния.
Итак, начнем. Я предлагаю вам погрузиться в мир рисования, совершить путешествие внутрь себя и ответить на вопрос: каким способом можно преодолеть все жизненные трудности.
Сядьте удобно (спина прямая, сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов, закройте глаза и погрузитесь в себя под звуки расслабляющей музыки. Пообщайтесь со своим внутренним «Я», вспомните проблемную, неразрешенную ситуацию, над которой вы хотите поработать. Вы полностью растворяетесь в этой ситуации, вы в ней находитесь.
А сейчас откройте глаза и приступайте к зарисовке своих эмоций.
Возьмите цветной пастельный мелок, акварель, гуашь, фломастеры, тушь и нарисуйте что-нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен вам в данный момент.
Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие.
Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать – это ваш круг.
Когда вы закончите рисовать, подпишите рисунок и поставьте дату, а так же укажите, где находится верхняя часть изображения.
Главное в создании мандалы - выражение чувств, а для этого подойдут любые средства, которые на данный момент отвечают вашим потребностям.
Рефлексия. Эффект от работы с мандалой.
Вопрос первый: какие чувства Вы испытывали, рисуя мандалу?
Вопрос второй: к чему я пришла и что преодолела?
Вопрос третий: помогла ли Вам мандала избавиться от страха, негативных эмоций, переживаний?
Вопрос четвертый: как вы себя чувствуете?