Анна Непялина
Семинар-практикум «Профилактика профессионального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Эффективность работы педагога определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых - стрессоустойчивость.
В статье представлен опыт работы с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального (профессионального) «выгорания». Данный материал будет полезен всем, кто работает с людьми, а особенно с детьми и родителями воспитанников.
Публикация «Семинар-практикум „Профилактика профессионального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Цель – способствовать сохранению психического здоровья педагогов МДОУ.
Задачи:
1. Познакомить участников с определением «профессиональное выгорание», стадиями и признаками профессионального выгорания.
2. Диагностика у участников отсутствия или наличия стресса.
3. Поиск ресурсов у участников с целью профилактики профессионального выгорания и сохранению оптимальной работоспособности.
4. Способствовать формированию установки на сохранение и укрепление психического здоровья.
Продолжительность семинара-практикума – 2 часа.
Материалы: анкеты «признаки стресса» на каждого участника, презентация, ноутбук, проектор, полоски бумаги размером 7*20 см., маркеры, скотч бумажный, конфеты приклеенные под стул каждого участника.
Оборудование помещения: стулья, расставленные по кругу.
Ход:
1. Приветствие.
Участники заходят в зал и становятся в круг.
Упражнение “Хоровод”
Участники стоят по кругу, лицом к центру. Один из участников, назначенный ведущим, находится с внешней стороны круга. Двигаясь вдоль линии круга позади стоящих, он выбирает одного из участников, касаясь рукой его плеча, и продолжает свое движение в том же направлении. Выбранный участник начинает двигаться вдоль круга в противоположном направлении, оставив своё место свободным. Таким образом, они идут навстречу друг другу. При встрече они должны поздороваться и сделать комплимент. Повторив имена друг друга 3 раза с разной интонацией или по-разному обращаясь друг к другу, и сделав комплимент, они идут дальше. Тот, кто быстрее достигает свободного места, занимает его и остается в круге. Участник, которому не досталось места в круге, продолжает свое движение, выбирает следующего участника для знакомства и т. д., пока все не поздороваются.
После приветствия педагог-психолог предлагает педагогам расположиться на стульях, которые расставлены по кругу:
- Уважаемые участники, рада приветствовать вам на семинаре. Сегодня мы познакомимся с синдромом «Профессионального выгорания», стадиями выгорания, каждый из вас определит, на какой стадии он находится и в практической части каждый из вас найдет свои ресурсы, которые помогают и поддерживают в жизни и в работе. Тема очень актуальна именно для нашей профессии и сегодня вы поймете почему.
2. Основная часть.
- Синдром профессионального выгорания или еще его называют синдромом эмоционального выгорания, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эти слова?
Упражнение «Ассоциации».
Участники называют свои ассоциации со словами «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание». Можно говорить слова, чувства, ощущения, образы. Ведущий записывает ответы на флип-чате. Отмечает, что чувства не самые приятные и наносят вред организму и себе и окружающим.
Упражнение для самоисследования:
участникам предлагается ответить на вопросы:
1. На своей работе я похожа на животное …
2. Цвет моего настроения на работе…
3. Когда иду на работу, я думаю о…
4. О своей работе в двух словах…
5. Я люблю свою работу, но …
6. Мои коллеги…
7. Мои дети ….
8. Если я потеряю работу…
9. Если мне предложат новую работу…
10. Когда меня загружают на работе…
11. Я получаю удовольствие на работе, когда…
12. Я не получаю удовольствие на работе, когда…
14. Чтобы не испытывать дискомфорт на работе я …
15. Мои коллеги воспринимают меня как… (4 мин)
Информационный блок.
Синдром профессионального (эмоционального) выгорания – понятие, введенное американским психиатром Фрейдембергом в 1974 году, проявляется нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения с сфере общения с людьми и интеллектуальные нарушения. Состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.
Основная причина – несоответствие требований, предъявляемых работнику (или когда работник сам взял на себя лишнюю нагрузку) его возможностям.
Факторы, способствующие профессиональному (эмоциональному) выгоранию :
высокая рабочая нагрузка;
отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное;
невозможность влиять на принятие важных решений;
двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование);
однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным;
отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы;
болезнь, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы;
отсроченный результат работы (когда свой вложенный вклад работник видит не сразу);
отсутствие карьерного роста;
необходимость постоянной эмоциональной включенности в работу.
накопление эмоций и невозможность освобождения от них.
- Уважаемые коллеги, посмотрите на данные факторы и определите, какие из них есть в нашей профессии? Можете добавить свои факторы, способствующие выгоранию.
Данный синдром часто встречается в профессиях человек-человек : у врачей, педагогов, воспитателей, работников социальных служб, руководителей – эти профессии находятся в группе риска.
Проявляется в:
- нарастающем безразличии к своим обязанностям и происходящему на работе,
- негативизмом по отношению к детям, сотрудникам,
- ощущением собственной профессиональной несостоятельности,
- неудовлетворенность работой.
По сути это длинный хронический стресс и ведущий к эмоциональному истощению.
Стадии работоспособности и переход к профессиональному выгоранию :
1 стадия – мобилизация. Характеризуется энтузиазмом, повышенной работоспособностью. У работника много идей, желаний что-то сделать, тратит много энергии на минимум результата. Работоспособность быстро падает.
2 стадия – выдерживание. Эта наиболее благоприятная и стабильная стадия, работоспособность у работника хорошая, эмоциональное состояние стабильное. Продуктивность высокая.
Болезнь – это признак перехода на 3 стадию.
3 стадия – астеническая стадия. Появляется усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном, теряется интерес к работе, снижается продуктивность, появляется раздражительность и злоба. Один из признаков – когда человек утром чувствует себя хуже, чем вечером (утром разбитость, подавленность, а вечером подъем энергии и работоспособности).
На этой стадии противопоказан, алкоголь, дополнительная нагрузка (миссия или героизм как норма, не признание чувств.
Что можно делать на работе:
- говорить «нет»,
- не брать дополнительную ответственность,
- не брать работу домой.
При своевременной «помощи» самим себе и организму, можно быстро выйти из этой стадии во вторую.
Когда работник игнорирует данную стадию, не слушает себя и сове тело, и не меняет образ жизни, то большая вероятность перейти на 4 стадию.
4 стадия – адаптация. На этом периоде организм работника приспосабливается к нагрузкам и происходит адаптация к высокому эмоциональному напряжению. Сам человек хорошо себя чувствует, не ощущает выгорания, но напряжение хорошо видно снаружи: родственникам, коллегам, друзьям. Героизм становится нормой и у работника появляются завышенные требования к себе и к работе коллег. Как правило, жизнь такого человека – работа и на остальные потребности времени не хватает, да ему это и не нужно. Благоприятный исход случается тогда, когда близкие заметят эту стадию, и предложат человеку обратиться за помощью (чаще психотерапевтической).
5 стадия – истощение. Человек либо меняет профессию, либо уходит в психическое расстройство.
Таким образом, следует понимать, что это явление (выгорание) таит в себе опасность и гораздо легче заметить его и предупредить, чем иметь не очень приятные последствия.
Какие же меры следует предпринять, чтобы не «уйти»в 4 стадию или как можно дольше оставаться на 2 стадии?
Но перед этой работой, каждый из вас проверит, на какой стадии стресса находится. Для этого необходимо заполнить тест, посчитать баллы и определить стадию стресса (приложение 1).
Упражнение «Пианино».
Цель – поиск поддерживающих ресурсов.
Педагог-психолог предлагает участникам представить, что некий педагог испытывает стресс на работе и предложить все возможные варианты того, что может делать этот человек. Варианты ведущий записывает на отдельных листах и крепит их скотчем друг за другом на доске. Ведущий следит, чтобы были отмечены:
- деструктивные варианты преодоления стресса (алкоголь, курение,
- конструктивные (музыка, просмотр фильмов, отдых на природе и т. д.,
- возможности, где человек может побыть один (уединение, сон, психотерапия,
- или среди людей (встречи с друзьями, походы в кино, семейные вечера,
- варианты выражения творчества (вязание, рисование и любое хобби,
- варианты поддержки физического тела (витамины, спорт, плавание,
- духовное развитие (медитации, самопознание).
После того, как все варианты представлены на доске, ведущий наводящими вопросами подводит к тому, что по форме наклеенный листы похожи на клавиши фортепиано.
- Представляем ситуации:
А) когда в арсенале человека есть только две клавиши (например, сон и просмотр фильмов) (ведущий наклеивает две клавиши на отдельную доску). Как вы думаете, быстро ли человек справится со стрессом? (может быстро, если стресс легкий и непродолжительный, но если стресс продолжительный и сильный, то выход только на этих ресурсах будет продолжительным).
Б) в арсенале человека только одна клавиша и это алкоголь? Когда любой небольшой и большой стресс человек снимает алкоголем? Как быстро можно (и можно ли) выйти из стресса? (невозможно, потому что алкоголь это сильный стимулятор и дополнительный стресс).
В) в арсенале человека есть и спорт, и общение с друзьями, и он позволяет себе побыть одному в лесу, есть семья и хобби. Как вы думаете, легко ли человек такой справится со стрессом?
Таким образом, наша жизнь похожа на мелодию и от нас самих зависит то, на какие клавиши мы нажимаем, и какая музыка жизни звучит в нас самих.
Выводы:
- чем человек внимательнее к себе, тем ему легче заметить первые симптомы усталости;
- чем богаче и шире наши ресурсы, тем легче нам справляться со стрессом и поддерживать оптимальную работоспособность;
- если в наших ресурсах есть разнообразие: и возможности побыть одним и среди близких, есть спорт и увлечения, тем больше шансов восстанавливать продуктивность и психологическое здоровье.
- когда человек позволяет себе выплескивать эмоции (покричать в лесу, посмеяться с друзьями, поплакать) тогда и накопления эмоций не будет возникать и следовательно больше шансов восстановиться после стресса.
Практическая часть.
Ведущий предлагает педагогам написать список своих собственных ресурсов (не менее 20 штук). Ресурсы можно не озвучивать, а самим сделать выводы. Во время работы можно включит спокойную музыку для фона.
Завершение.
Релаксация «Погружение в детство»
Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает. Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку, а в ладошке у него конфета – ваша любимая, вы ее разворачиваете и делите пополам. Вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь…
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.
Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти.
Чтобы завершить наш семинар, поднимите, пожалуйста, руки, вдохните полной грудью, а теперь слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз.
(Заранее под сиденье стула скотчем прикрепляется конфетка).
Список использованной литературы:
1. Боровикова С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - М. : Просвещение, 2004. - 151с.
2. Крылова Т. А. Синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. – Вологда: Легия, 2011.
3. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения /авт. -сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.