Инна Герасимова
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Цель тренинга : профилактика синдрома эмоционального выгорания; изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы; сплочение коллектива, снятие эмоциональной усталости.
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика синдрома эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Приветствие
Здравствуйте, дорогие друзья! Очень приятно приветствовать вас в нашем зале, думаю, это взаимно. Предлагаю всем встать в круг.
1. Упражнение «Шар»
Все участники стоят в кругу.
Психолог: Сегодня на встрече мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар.
– Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями, помогать кистями нельзя. Итак, начали.
Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками).
Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)».
2. Упражнение «Шумовой квадрат»
Материалы: карточки формата А4 с номерами команд, карточки со стихотворениями.
Инструкция: «Для выполнения упражнения Вам необходимо рассчитаться на первый – второй – третий – четвертый.
А теперь я попрошу Вас объединиться в команды в соответствии с Вашими номерами и занять место в зале рядом с соответствующими цифрами. Теперь постройтесь в одну линию так, чтобы у нас получился квадрат.
Сейчас каждому участнику я дам листок с текстом стихотворения. У каждой команды тексты будут разные. По моей команде «Начали!» команды начинают одновременно читать свои стихотворения. Помимо этого Вы должны постараться услышать, какие стихотворения достались другим командам.
Повернитесь спиной к центру фигуры. Начали!
А теперь прошу Вас сесть в круг по командам.
Обсуждение. Вопрос к 1-ым номерам: какое стихотворение читала 3-я команда? И т. д. Какие чувства Вы испытывали в ходе выполнения этого задания? Сложно ли было одновременно рассказывать стихотворение и слушать другие команды?
Вывод: «При выполнении этого упражнения некоторые из Вас испытывали состояние тревоги, беспокойства о том, что не справитесь с предложенным заданием. Подобные чувства мы периодически испытываем и в профессиональной деятельности. Их постепенное накопление, проживание внутри себя постепенно приводит к эмоциональному выгоранию».
3. Упражнение «Шарики»
Описание упражнения: Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.
Психологический смысл упражнения: Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.
4. Диагностика состояния стресса (К. Шрайнер)
Материалы: бланки анкет, ручки.
Инструкция: «Сейчас я попрошу заполнить вас небольшую анкету. Она позволит узнать, насколько вы подвержены стрессу, и насколько успешно умеете справляться со своими негативными эмоциями и переживаниями. Результаты анкеты будете знать только вы. Обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно».
Вопросы анкеты
1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден (а) наверстывать упущенное.
2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
3. На работе и дома – сплошные неприятности.
4. Я упорно борюсь со своими привычками, но у меня не получается.
5. Меня беспокоит будущее.
6. Мне часто необходим алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного рабочего дня.
7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом.
8. Я люблю свою семью и друзей, но часто вместе с ними я испытываю скуку и пустоту.
9. В жизни я ничего не достиг (ла) и часто испытываю разочарование в самом (ой) себе.
Инструкция: «Подсчитайте количество положительных ответов. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл. Сложите получившиеся баллы. А теперь переверните лист и посмотрите свой результат».
Обработка результатов и интерпретация
0-4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои эмоции.
5-7 баллов. Вы не всегда конструктивно ведете себя в стрессовой ситуации. В целом, вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы «заводитесь» из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо познакомиться с приемами самоконтроля в стрессе.
8-9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации. Вследствие такого поведения страдаете и вы, и окружающие вас люди.
Вывод: «Сейчас вы посмотрели, насколько легко (или не очень легко) вы можете справляться со стрессовыми ситуациями».
5. «Подари тепло другу»
Психолог. Друзья, предлагаю вам подарить своё тепло друг другу. Для этого разотрите ладони, чтобы они стали горячими. Возьмитесь за руки, закройте глаза и, начиная с меня, будем передавать своё тепло лёгким нажатием ладони по кругу. Тот, кто получил тепло, передает его следующему.
- Все получили тепло?
6. Упражнение «Вавилонская башня»
Материалы: газеты.
Инструкция: «А теперь давайте наглядно посмотрим, к чему приводит накопление отрицательных эмоций. Упражнение выполняем в командах. Сейчас каждая группа получит по одинаковой пачке газет. Из этих газет Вам нужно будет построить максимально высокую башню, не используя какие-либо скрепляющие материалы.
Для выполнения упражнения Вам будет дано 3 минуты.
Победит та команда, башня которой будет максимально высокой».
Обсуждение. Какие чувства Вы испытывали в ходе выполнения упражнения?
Вывод: «Подобно тому, как Вы воздвигали башни, слой за слоем, в каждом из нас накапливаются отрицательные негативные эмоции. Это истощает энергетические и личностные ресурсы. Происходить это будет до тех пор, пока не будет достигнуто пиковое, критическое значение.
А как выйти из этих критических ситуаций, как помочь себе избавиться от негативных эмоций Вы узнаете из следующего упражнения, в ходе которого обменяетесь своими «рецептами», способами избавления от негативных эмоций».
Анкета обратной связи
Название тренинга : «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Уважаемый участник!
Нам необходимо ваше мнение по итогам проведённого тренинга. Заполните, пожалуйста, максимально подробно эту анкету.
1. Степень включённости в тренинг (обведите)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что мешало быть включённым в тренинг?___
3. Ваши мысли после этого тренинга о себе, о группе___
4. Интересно ли вам было на тренинге?
Да
Нет
2. Комфортно ли вы себя чувствовали на тренинге?
Да
Нет
3. Тренинг для вас прошёл по времени незаметно?
Да
Нет
4. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и др.) ___
Спасибо за искренность ваших ответов!