Холзакова Анна
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие»
Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.
Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
Анализ проявления признаков выгорания, выделение источ-ников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф. деятельности, направлений роста.
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика эмоционального выгорания, Доверие“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование:
• Маркерная доска или ватманы для записи собранной инфор-мации
• Маркеры, фломастеры, цветные карандаши
• Бумага А4 (белая и тонированная)
• Таблицы «Поле самодиагностики»
• Кнопки, скотч, ножницы
То, что мы с Вами определили цвет настроения в начале тре-нинга, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Мно-гое также будет зависеть от вашей активности. В конце тре-нинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
1. «Что общего».
Выбирается один из участников в качестве водящего. Педаго-ги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.
2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия
Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.
3. Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внут-ренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь, работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так полу-чилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
4. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вари-ант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
• похожие черты,
• противоположные черты
• одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
• отсутствие общих черт
• какой список было составлять легче; какой получился объ-емнее?
• каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам по-смотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
5. Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Кар-точки собираются и перетасовываются. Затем каждый участ-ник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть ми-мическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
Воспринимали ли вас адекватно?
Почему возникали затруднения в определении чувства?
Расскажите о своих впечатлениях.
6. Упражнение «Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записан-ные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может выглядеть так:
играю со своими детьми
читаю, лежа на диване
работаю в саду
Второй список может выглядеть так:
играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость
работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы
встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человече-ского общения и т. д.
встречаюсь с друзьями
смотрю телевизор
7. Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «су-шилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее мо-ют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» стано-вятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «маши-на».
8. Психологическая поддержка и обратная связь.
Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать посла-ния трем сидящим справа после него участникам круга. По-слание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формули-руется впечатление от прошедшего занятия – это для трене-ра. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоцио-нальную направленность. Листочки передаются адресатам.
9. Притча.
Например «История-напутствие» из книги НоссратаПезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».
История-напутствие
В одной персидской истории рассказывается о путнике, кото-рый с великим трудом брел, казалось, по бесконечной доро-ге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый ме-шок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал тол-стый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной доро-ге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, ба-лансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стона-ми он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, опла-кивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную уста-лость.
В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил пут-ник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и та-щишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать те-бя в пути!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумав-шись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.
Мастерство и знания имеют свою цену
Вот эта притча.
Она называется «Знание дорогого стоит».
«У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки кре-стьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, по-пробовал, как действует стартер, поднял капот и все тща-тельно проверил. Затем взял молоток. Один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянул на него, возмутился: «Как, ты хо-чешь пятьдесят туманов только за один удар молотком!»
«Дорогой друг,- сказал мастер, - за удар молотком я посчи-тал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту».
10. Упражнение «Чему Я научился»
Предлагается большой лист бумаги со следующими неокон-ченными предложениями:
Я научился.
Я узнал, что.
Я нашел подтверждение тому, что.
Я обнаружил, что.
Я был удивлен тем, что.
Мне нравится, что.
Я был разочарован тем, что.
Самым важным для меня было.
Мне сегодня.
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.