ирина сонина
Тренинг для сплочения детского коллектива (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг на сплочение детского коллектива.
Цель: развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласовано.
Задачи:
- формировать знания о конфликте (ссоре, споре,причинах возникновения и способах его разрешения;
- формировать умение видеть, различать, понимать и разделять эмоциональное состояние сверстника в различных ситуациях;
- обучать приёмам саморегуляции эмоциональных состояний;
- выработать и помочь усвоить конструктивные формы поведения, способы реагирования в конфликте.
Публикация «Тренинг для сплочения детского коллектива (часть I)» размещена в разделах
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Ход тренинга.
Занятие № 1.
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую!
1. Упражнение «Эхо»
Цель: настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания.
Ребёнок говорит и прохлопывает своё имя (например, Ва-ся, Ва-ся). Все остальные дети дружно, как эхо, повторяют за ним. Таким образом, каждый ребёнок проговорит и прохлопает своё имя.
2. Игра «На что похоже настроение?»
Цель: расширять представление о себе.
Ведущий предлагает детям рассказать о своём настроении. На какое время года, природное явление, погоду похоже ваше сегодняшнее настроение? Начать лучше взрослому, например: «Моё настроение похоже на пушистое облачко». Если ребёнок испытывает трудности, можно ему предложить рассказать о том, какое у него сегодня настроение (радостное, грустное, весёлое и т. д.)
3. Беседа «Что такое ссора?»
Цель: дать общее представление о конфликтах.
Взрослый читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились»:
Мы поссорились с подругой
и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться Нужно нам.
Я её не обижала,
только мишку подержала,
только с мишкой убежала
и сказала: «Не отдам».
• Как вы думаете, из-за чего поссорились девочки? (не поделили игрушку)
• Как можно назвать эту ситуацию? (ссора)
• Давайте изобразим подружек, которые поссорились.
• Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему?
• А вы ссорились когда-нибудь? Почему ссорились?
• А можно ли обойтись без ссор?
После небольшой беседы детям предлагается подумать, и высказать свои предположения о том, как девочки могут помириться. После ответов детей зачитывается конец стихотворения:
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
дам ей мячик, дам трамвай
и скажу: «Играть давай!»
4. Игра «Микрофон».
Цель: стимулировать интерес детей друг к другу.
Ведущий предлагает всем детям по очереди рассказать в «микрофон» про сегодняшний день – какое у них настроение, чему научились, что понравилось, что порадовало.
5. Упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
6. Упражнение «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Занятие № 2.
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую!
1. Игра «Паровозик».
Один ребёнок становится паровозиком, остальные дети – вагончики. «Паровозик» по очереди подходит к «вагончику» и произносит: «Вагончик Петя! Помоги пожалуйста отвезти продукты в детский сад, чтобы повора приготовили для детей вкусный обед.» «Вагончик» отвечает: «С удовольствием!» и встаёт за «паровозиком», положив руки на плечи. Таким образом «паровозик» подходит к каждому ребёнку и образуется целый состав. В конце «паровозик» отвозит каждого ребёнка на место, говоря ему «спасибо».
2. Игра «Встаньте те, кто…»
Цель: развивать внимание, снять напряжение.
Встаньте те, кто:
• любит мороженое
• любит плакать
• умеет кататься на коньках
• кто помогает маме
• умеет читать
• у кого есть брат
• и т. д.
3. Беседа «Почему бывают ссоры?»
Цель: дать знания о причинах конфликта.
Все люди разные, они отличаются друг от друга. У каждого свои интересы, ценности и желания. Характер у всех разный. Думают по-разному и ведут себя по-разному. Поэтому и в отношениях между людьми возникает множество ситуаций, в том числе и таких, когда люди спорят, ссорятся и т. д.
В такой ситуации трудно прийти к общему мнению, услышать и понять друг друга.
• Как вы думаете, почему мы ссоримся? (Один хочет одного, другой – другого, в чём-то не поладили, что-то не поделили, не могут быть вежливыми, не умеют договориться, не слушают то, что говорят другие).
• Из-за чего ссорятся дети? (Когда кто-то не даёт поиграть другому, не уступают игрушку, обзываются, жадничают).
После беседы разобрать с детьми несколько конфликтных ситуаций, типичных для дошкольников, проанализировать их причины.
• Вера и Надя решили поиграть в «Дочки – матери». Но обеим нравится одна и та же кукла Наташа. Они обе хотят быть её мамой и никак не могут договориться между собой.
- Я хочу!
- И я хочу! – спорят они.
Из – за чего поссорились девочки? (Не могли поделить куклу).
4. Упражнение «Рукавички».
Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.
5. Упражнение «Цветок растёт».
Цель: учить расслабляться, осознавать язык собственного тела.
Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям и обхватить её руками.
Детям предлагается вспомнить и изобразить, как из семени появляется росток, тянется к солнцу, как вырастают листочки, появляется бутон, цветок распускается. Цветок забыли полить – он опускает головку, листья вянут, он сгибается и падает. Полили – вновь расцветает.
Занятие № 3.
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую!
1. Упражнение «Ласковое имя».
Цель: установление положительного контакта между детьми.
Взрослый предлагает детям «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно.
В игре можно использовать какой-нибудь предмет (игрушку, цветок, передавая его соседу, ребёнок называет его ласковым именем.
2. Игра «Рулет».
Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.
Дети встают в шеренгу, держась за руки.
Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».
3. Игра – беседа «Закончи предложение».
Цель: развивать умение анализировать конфликтные ситуации.
Детям предлагается закончить предложение.
• ссориться – значит… (обижать друг друга, драться, спорить, не дружить, отбирать друг у друга игрушки и т. д.)
• люди ссорятся, потому что (не слушаются, плохо себя ведут, не умеют договариваться, не уступают, что- нибудь не нравится и т. д.)
• если ссора произошла, значит (кто-то виноват, мама накажет, надо подружиться, надо извиниться, можно потерять друзей и т. д.)
• после ссоры я чувствую (плохое настроение, мне грустно, себя виноватым, мне страшно, я сержусь и т. д.).
В конце необходимо подвести итог сказанному детьми, при этом акцентируя внимание на разнообразном характере их высказываний.
4. Игра - беседа «Какая бывает радость?»
Цель: познакомить с эмоцией радости.
• Что такое радость?
• Чему человек радуется?
• Как человек выражает радость?
Затем предлагается детям продолжить предложения:
• Когда радуюсь, я …
• Я радуюсь, когда вижу…
• Как выглядит радость? Как она звучит?
• Какая радость на вкус? Какая радость на ощупь? Чем пахнет?
• Какое погодное природное явление напоминает радость?
5. Рисование радости.
Первый вариант: раздать детям листочки и попросит нарисовать радость.
Второй вариант: раздать заранее подготовленные кружочки и попросить нарисовать радостный смайлик.