Алёна Зайченко
Тренинг для педагогов «Копилка психологической самопомощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для педагогов
«Копилка психологической самопомощи»
Задачи:
• создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
• развить у педагогов коммуникативные умения;
• сформировать навыки позитивного самовосприятия;
Публикация «Тренинг для педагогов „Копилка психологической самопомощи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• научиться распределять свою психическую энергию, расширить диапазон способов эффективной саморегуляции.
Тренинг проводится в течение 1-1,5 часов в просторном помещении с наличием стульев по числу участников.
Материалы и оборудование:
• листы бумаги формата А4;
• ручки;
• упаковка бумажных салфеток;
• бланки для выполнения упражнения «8 квадратов»;
• клубок.
1. Упражнение (вводное) «Мои ожидания»
Отправляясь куда-то в поездку, в гости, на концерт, мы подсознательно испытываем определенные ожидания от этого. Если что-то не оправдывается, мы чаще всего расстраиваемся. Предлагаю для начала мини-игру «Мои ожидания». Бланки с вопросами на каждого участника.
Вопросы:
1. Нравится мне или нет, что сейчас будет проходить этот тренинг.
2. Насколько активно я готова работать.
3. Что хочу получить в конце.
Время выполнения 2 мин
Психолог : Чтобы настроиться на продуктивную работу предлагаю небольшую разминку.
2. Разминка. Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры; тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого. И так далее по кругу, охватив всех участников тренинга. Если взгляд попал на участника, который уже был задействован, то этот участник издает звук ошибки. Например, «о-о»
Время выполнения 1 мин
Психолог : профессия «педагог» - относится к «помогающим» профессиям. Но для того, чтобы кому-то помогать и чтобы не случилось эмоциональное выгорание, нужно быть самому в «ресурсе». Тема нашей сегодняшней встречи : «Берегу себя – берегу других».
3. Знакомство.
Назвать свое имя и прилагательное к нему на первую букву имени, которое по мнению обладателя наиболее подходит ему. Действие происходит по часовой стрелке. (А - активная)
Время выполнения 2 мин
Правила группы
Нам с вами предстоит проводить вместе на тренингах некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным, мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:
• «Здесь и сейчас». Главное не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и сейчас». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и сейчас» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и сейчас», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.
• Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и сейчас», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
• Правило "Я - высказываний". Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».
• Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.
• Правило конфиденциальности. Очень важно! Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста.
Психолог : Мы все знаем, что такое экология. Иногда мы даже задумываемся над экологичностью в отношениях. Но много ли внимания мы уделяем экологии отношения к себе? Нам так часто близкие говорят: «береги себя», вы что отвечаете? А что чувствуете при этом? (обсуждение)
Сегодня в рамках нашей встречи мы начнем открывать себе себя.
5. Упражнение «Салфетки»
По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько позитивных фактов из своей биографии, сколько салфеток у них в руках.
Обсуждение: хватило ли вам салфеток, чтобы описать свои положительные факты? Что бы хотели добавить? Какие чувства вы испытывали при этих воспоминаниях?
Психолог : жизнь в обществе часто располагает к тому, чтобы отыгрывать определенные роли. Давайте вместе поиграем в игру «Кто я?». Участники перечисляют свои «социальные роли». (жена, мама, дочь, сестра, соседка, воспитатель, покупатель, клиент, пациент и т д). Сегодня мы коснемся только двух сфер : семья и работа.
6. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
• похожие черты;
• противоположные черты;
• какой список было составлять легче;
• какой получился объемнее?
• каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
8. Упражнение «Нарисуй свой характер»
Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению. Интерпретация, обсуждение. (Приложение)
9. Упражнение «Стратегии самопомощи»
Ведущий: «Если у тебя есть конфета и у меня есть конфета, и мы поменялись, то у каждого из нас осталось по конфете. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».
Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Ведущий просит каждого поделиться своим опытом с группой (т. е. способы самовосстановления). Обсуждение
Комментарии: существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки) :
Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, все, что питает наши органы чувств)
У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии; подходит для рациональных людей)
В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к к-л философскому учению)
С – социум (любое взаимодействие, общение)
Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)
ВО – воображение (творчество, фантазирование, мечтательное планирование)
Конечно, все эти способы вам известны и вами применяются, но осознанное понимание того, что можно применить в личной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.
10. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»
Участникам по кругу необходимо продолжить фразу, обращаясь к коллеге справа (так называемое «психологическое поглаживание»).
Психологи сходятся в одном : любовь к себе — это базовая вещь, необходимая для того, чтобы любить и других людей тоже, и весь мир, и вообще чувствовать себя комфортно. Любить себя – это принимать себя, беречь себя, понимать и признавать свое право на ошибки. Любить себя – это перестать бороться с самим собой, принять себя таким, какой ты есть.
11. Рефлексия «Связующие нити»
– каждый участник группы возвращается к упражнению «Мои ожидания» и оценивает его, высказывает впечатления о тренинге, при этом накручивая нить вокруг запястья и передавая клубок дальше, перебрасывая в произвольном порядке, только не соседям.
Это упражнение показывает важность каждого человека в коллективе и важность командной сплочённости.