Получи документы

Тренинг для замещающих родителей «Снятие эмоционального напряжения»

петрова светлана
Тренинг для замещающих родителей «Снятие эмоционального напряжения»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников тренинга.

Задачи:

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

Публикация «Тренинг для замещающих родителей „Снятие эмоционального напряжения“» размещена в разделах

-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга :

Группа родителей от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 120 минут.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, оборудование для просмотра, фломастеры, карандаши, краски, мягкая игрушка, мяч, бумага для визиток, клубок ниток.

Ведущий тренинга : педагог-психолог Петрова С. А.

Структура занятия:

1. Упражнение «Здравствуйте».

2. Выработка и принятие правил группы.

3. Информативный блок.

4. Упражнение «Визитка».

5. Упражнение «Молекула».

6. Информативный блок.

7. Упражнение «Сказка о городе».

8. Информативный блок.

9. Упражнение «Дайте слово подсознанию».

10. Упражнение «Ускоренные движения».

11. Упражнение «Камушек в ботинке».

12. Упражнение «Психологический душ».

13. Информативный блок.

14. Упражнение «Представь и дорисуй».

15. Информативный блок.

16. Рефлексия, обратная связь.

17. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты».

Ход проведения тренинга.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет. Садятся в круг.

Ведущий: «Здравствуйте. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаю поздороваться».

1. Упражнение «Здравствуйте»

Ведущий: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например : здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)

2. Выработка и принятие правил группы.

Участникам группы предлагается вспомнить правила группы:

1. Мы – одна команда.

2. Можно говорить все, что ты думаешь. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется над другими).

3. Конфиденциальность.

4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т. п.

5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы.

6. Говорит один.

3. Сообщение ведущего: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся.

- Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

- Или Вы чувствуете усталость?

- Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием, поведением и здоровьем.

Ведущий называет тему и цель психологического тренинга.

4. Упражнение «Визитка»

Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни (например, Валентина - великодушная). Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

5. Упражнение «Молекула»

Все участники свободно перемешаются по кабинету. Ведущий называет: «Двухатомная молекула». Родители образуют пары и проговаривают: - Я великодушная! – Да, ты великодушная, а еще красивая!

Аналогично психолог просит сделать трехатомные «молекулы», а участники стараются образовать группы и пообщаться.

- А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

6. Сообщение ведущего: Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

7. Упражнение «Сказка о городе»

Ведущий: Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: В одном прекрасном городе жила замечательная семья… Каждый участник по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки. И так продолжать до логического завершения.

8. Сообщение ведущего: Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полными сил. Но такого не бывает! Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации. Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное напряжение. Сначала человек ощущает дискомфорт, потом входит в новый режим работы и, наконец, происходит истощение сил.

Известно, что женщины в возрасте от 30 до 44 лет в большей степени подвержены эмоциональному стрессу. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Другие – быстро «сдаются». Сила стресса зависит от самого человека, от его характера, уверенности в себе. Помните, что стресс вызывается не каким-то одним сильным раздражителем, а серией мелких, каждодневных волнений.

9. Упражнение «Дайте слово подсознанию»

Ведущий: Сейчас мы попробуем выполнить упражнение, которое называется «Дай слово подсознанию». Нужно удобно расположиться, расслабиться, включить свое воображение и все, что я буду зачитывать, представлять в мельчайших подробностях. После выполнения данного упражнения, я объясню, что оно означает, расскажу о возможностях нашего подсознания

Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох.

1. Представьте, что вы гуляете по лесу. Посмотрите, какой это лес. Светит ли солнце? Идёте вы по тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь?

2. Вы идёте дальше и видите в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала вас находка?

3. Вы двигаетесь дальше, перед вами забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан?

4. Вам надо перелезть через забор. Как вы это проделываете? Легко ли будет преодолеть препятствие?

5. Вы идёте дальше и замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы внутрь? Вам интересно, какой зверь её вырыл?

6. Вы выходите на берег реки. Представьте её очень отчё тливо: какая там вода, скорость течения, дно. есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег?

7. Преодолев очередное препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т. п.? Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие они? Назовите и опишите их.

8. На двери висит табличка. На ней написано, что дом принадлежит. вам. Из чего она сделана и что за надпись?

9. Вы поднялись на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?

10. Вы выходите из дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное или бурное, какая погода, светит ли солнце?

11. Над морем летают чайки. Высоко или низко, рядом с вам и или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают у вас птицы?

12. Вы видите корабль. Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще, станете ли вы это делать?

Интерпретация.

Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.

Ключ - ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.

Река – олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства.

Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена.

Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный или чересчур любознательный человек.

Дом – это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, - это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, - всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.

Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других – все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано).

Чердак - метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом.

Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества.

Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить, какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств.

Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится.

И ещё. То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота, то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении, откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.

Обсуждение:

- Легко ли вам было представить то, о чем я говорила?

- Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение?

- Изменились ли ваши ощущения, когда я прочитала интерпретацию?

- Совпадает ли интерпретация с реальными событиями жизни?

10. Упражнение «Ускоренные движения»

В кинематографе есть прием - ускоренная прокрутка пленки. Попробуйте продемонстрировать этот прием, не пользуясь видео- или кинокамерой. То есть поставьте пантомиму, в которой все движения в 2-3 раза быстрее, чем обычно. А для ускоренной демонстрации возьмите обычные домашние дела и покажите, как человек:

- гладит белье;

- делает блины;

- вытирает пол;

- моет посуду;

- зашивает брюки и тому подобное.

11. Упражнение «Камешек в ботинке»

Представьте себе, что такой камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь и вытряхните его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу.

Когда мы обиженные, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой.

Если же нет - могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только вы это почувствовали. Если вы скажете нам: «У меня камешек в ботинке», то мы будем знать, что вам что-то мешает, и будем готовы вас выслушать.

Предложить участникам на небольших листах бумаги сформулировать одну свою проблему и положить лист в ящик. Каждый из участников тренинга позже вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят выход все предложенные ситуации, возможно, совместными усилиями.

Советы должны быть действенными и конкретными.

Обсуждение:

- Легко ли вам было найти выход из представленной ситуации?

- Какие чувства вы испытывали, когда предлагались различные выходы из Вашей проблемной ситуации?

- Изменилось ли Ваше отношение к проблеме после предложенных вариантов выхода из нее?

Вывод: Чтобы маленькая проблема не превратилась в большую, о своих неприятные ощущения надо говорить сразу.

12. Упражнение «Психологический душ»

Каждое упражнение повторяется 2 раза.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое сгожусь»

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней», вытянув руки над головой: «Не боюсь никого»

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично»

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»

6. Положив руки на лоб левую ладонь, затем правую, повторить «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, я прекрасна!»

8. Руки на талии, наклоны вправо-влево «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут и я помогу»

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох «Вселенная мне улыбается», глубокий выдох «И все у меня получается»

10. Сжав кулаки, делая вращения руками «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо»

13. Сообщение ведущего:

Наверное, на сегодняшний день никто не будет отрицать силу позитивного мышления. О силе мыслей свидетельствуют опыты Масару Эмото, который сфотографировал кристаллы воды. Если жидкость находилась в помещении, где ссорились и злились, то ее кристаллы были деформированными, а если вода находилась в комнате, где проговаривались слова любви, то образовывался кристалл, похожий на прекрасную снежинку. Мы состоим из воды примерно на 80%. Получается, своими мыслями мы меняем себя!

14. Упражнение «Представь и дорисуй»

Наш мозг способен продуцировать мысли, которые имеют огромный потенциал. Это энергия, которая может влиять на наше здоровье. Существуют оптимистичные мысли, которые несут надежду, а также мнения, насыщенные ненавистью, зловредные, мысли большой разрушительной силы. Переполняя наше сознание, последние способствуют нагнетанию эмоционального дискомфорта.

Как мы можем прекратить этот процесс? Как остановить негативный внутренний диалог? Для этого я предлагаю вам освоить технику остановки плохих мыслей. Во время правильного выполнения этой техники вы сместите внимание с потока негативных мыслей, нарушая их влияние и нормализуя свое состояние.

Чтобы убедиться в этом позвольте себе пошалить:

Ведущий: представьте человека, которого вам неприятно вспоминать.

Теперь мысленно дорисуйте ему кошачьи усы и уши осла.

- Как он вам теперь? Что вы чувствуете?

- А еще можно примерить короткие штанишки, как у Карлсона. Можно с пропеллером. Нажмите на пуговицу - кнопку и человек взлетит на крышу.

Ваша психика - замечательный прибор, ее сейчас любят сравнивать с компьютером, ведь он может не только вызвать негативные эмоции, но и устранять их.

Выберите воспоминание с неприятным объектом.

Что может сделать ваш «компьютер» :

- изменить размеры этого объекта;

- изменить его форму;

- перекрасить в любой цвет и нанести узор;

- неподвижный образ можно заставить двигаться (раз - и руководитель, который вас донимает, начинает вальсировать).

Иначе говоря, ваши воспоминания о событии, которое вас травмирует, - это лишь картина в вашем сознании. И вы можете изменить в этой картине все, что захотите и как вам захочется. В результате изменится и ваше психологическое состояние.

Обсуждение:

- Легко ли вам было представить то, о чем я говорила?

- Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение?

- Изменились ли ваши ощущения, когда я просила Вас сделать различные манипуляции с объектом?

- Изменилось ли Ваше отношение к проблеме?

15. Сообщение ведущего: Притча: «Все в твоих руках».

Мудрец передавал своему ученику все тайны бытия. Это продолжалось много лет. Однажды ученик решил проверить мудреца, насколько тот мудрый.

Тогда ученик подошел к учителю со сжатыми ладонями, в которых была живая бабочка, и спросил: «У меня в руках живое или мертвое?». Ученик решил, что если мудрец скажет, что живет, он сожмет ладони, и бабочка умрет. Если скажет, что мертвое, - он раскроет ладони, и бабочка улетит.

Ответ мудреца был такой: «Все в твоих руках».

Таким образом, только от Вас зависит, будет ли Ваше взаимодействие с другими живым, ярким, плодотворным, или наоборот.

16. Рефлексия, обратная связь

С помощью клубка ниток делается паутина:

1. – Самым полезным для меня было …; – Мне понравилось …

2. – пожелание …

Пожелание от ведущего:

Люблю по жизни позитивных, я людей.

У них свое, особое сияние.

И сколько б, не было в их жизни темных дней,

Лишь только свет имеет там влияние.

Они умеют излучать добро,

Теплом своим часть Мира согревают.

Увы, не каждому из нас это дано,

Но под теплом их, наши души тают.

Я так хочу, что б каждому из нас,

Досталась счастья малая крупица,

Чтоб вместо горьких и холодных фраз,

Улыбки поселились к нам на лица.

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

17. Упражнение «Аплодисменты»

Инструкция: Сначала хлопки будут звучать тихо, а затем становиться сильнее и сильнее при этом каждый участник выберет того, кому он аплодирует и так, по очереди, все получат аплодисменты. Последнему аплодировать будет вся группа.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. При этом громкость аплодисментов усиливается. Когда участник присоединиться к аплодисментам ведущего они становятся снова тихими. Затем этот участник начинает хлопать вместе с ведущим (сначала тихо) выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем уже громко. Третий присоединяется к предыдущим и начинает тихо, пока не выберет четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Благодарю всех за работу!

Публикации по теме:

Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников ФГОС ДО в числе важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

Игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения Релаксация- как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» в средней группе Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Психологический тренинг на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения для педагогов ДОУ «Мы вместе» Цель тренинга: сплочение коллектива; снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья воспитателей. Задачи тренинга:.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей 1 года жизни Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения в период адаптации у детей Бокс 1 Задачи: Ход занятия: Воспитатель заходит в бокс.

Тренинг для воспитателей «Снятие эмоционального и мышечного напряжения с помощью телесно-ориентированных техник» Цель: обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения. Задачи: -повышение уверенности в себе, самооценки педагогов; -проработка.

Тренинг с детьми и родителями с использованием музыкотерапии «Снятие эмоционального напряжения у детей»Тренинг с детьми и родителями с использованием музыкотерапии «Снятие эмоционального напряжения у детей» Цель: Повышение компетентности родителей в воспитании и развитии детей. Задачи: • Познакомить родителей с понятием «музыкотерапия». • Привлекать.

Тренинг «Снятие эмоционального напряжения, или Как разобраться в себе» Тренинг Снятие эмоционального напряжения или как разобраться в себе Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками.

Тренинговое занятие на снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия. Для коллектива Цель: Установление комфортного психологического климата в коллективе Задачи: 1. Определение психотипа и эмоционального статуса 2. Понимание.

Тренинговое занятие «Снятие эмоционального напряжения» с использованием музыкальной терапии Цель: обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения. Задачи: -повышение уверенности в себе, самооценки педагогов; -проработка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для замещающих родителей «Снятие эмоционального напряжения»
Опубликовано: 8 мая 2019 в 13:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для замещающих родителей «Снятие эмоционального напряжения»» (включая файлы) размещена пользователем петрова светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД