Елена Сызранцева
Тренинг с детьми и родителями с использованием музыкотерапии «Снятие эмоционального напряжения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение компетентности родителей в воспитании и развитии детей.
Задачи:
• Познакомить родителей с понятием «музыкотерапия».
• Привлекать родителей к совместному творчеству с ребенком для развития гармоничных взаимоотношений.
• Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников тренинга.
Публикация «Тренинг с детьми и родителями с использованием музыкотерапии „Снятие эмоционального напряжения у детей“» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Ход тренинга:
Взрослые и дети заходят парами и образуют круг.
Муз. руководитель: Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети. Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале.
Ни для кого не секрет, что в жизни наших детей мы, родители, играем важную роль. С рождения мы сопровождаем их по жизни, учим ходить, говорить, воспитываем, прививаем привычки, умение правильно поступать в тех или иных случаях. Но мы очень редко задумываемся, как наши дети чувствуют себя в разных сложных для себя ситуациях. Ведь дети, как и мы, взрослые, испытывают страх, стресс, тревогу и неуверенность в себе и своих силах.
Что же может помочь нам решить проблему эмоционального напряжения у детей? Конечно, музыка. Ещё древние заметили, что музыка имеет широкие возможности воздействовать на психику, эмоции человека.
Слайд 1
В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Как вы думаете, что это такое? (Ответы родителей).
Муз. руководитель: Музыкотерапия – это лечение, исцеление музыкой. Но это не только пассивное прослушивание музыкальных произведений.
Слайд 2
Музыкотерапия включает в себя множество направлений : дыхательная гимнастика, танцетерапия, арт-терапия, цветотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, релаксация, массаж и т. д. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
А начать я предлагаю с улыбкотерапии.
Дети встают напротив родителей в кругу. Звучит «Музыка ангелов» Моцарта. проводится упражнение «Тепло семьи».
Муз. руководитель: Встанем лицом друг к другу, возьмём своих детей за руки. Закроем глаза. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… Прислушайтесь к вашему дыханию… Дышим спокойно и ровно. Мамы, почувствуйте тепло ладошек вашего ребёнка, какие они мягкие, тёплые, самые нежные. А вы, ребята, почувствуйте, как спокойно рядом с мамой, её руки самые заботливые, самые надёжные. А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь самой тёплой, самой искренней улыбкой. Обнимите друг друга так, как вам хочется.
Музыка постепенно убавляется.
Муз. руководитель: Ну, что ж, я думаю, музыка помогла нам снять внутреннее напряжение, мы немного расслабились и успокоились. Предлагаю вам присесть на стульчики.
Слайд 3
Я хочу познакомить вас с интегративной музыкотерапией.
Это сочетание музыкального и наглядно - зрительного восприятия. То есть, слушание музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы “шагнуть” вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве.
Я думаю, что каждый из нас уже устал от зимней стужи, мы все с нетерпением ждём весны, тепла. Поэтому приглашаю вас насладиться первыми весенними пейзажами и прекрасной музыкой Шопена.
Слайд 4 Просмотр видео «Нежный аромат весны»
Муз. руководитель: Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта музыка?
(Ответы детей и родителей)
Да, действительно, музыка способна перенести нас в любое время года.
Переходим к следующему методу.
Слайд 5
Метод «Сказкотерапия». Мы привыкли к простому чтению сказок, а этот метод предполагает озвучивание сказки шумовыми, музыкальными инструментами.
Эта методика важна для душевного состояния ребенка, открывает перспективы собственного роста, развивает эмоциональную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, воображение.
Предлагаю Вам озвучить сказку «Теремок – холодок». (Слайд)
Слайд 6
Вот, посмотрите, какой теремок. А героями нашей сказки будут: Снеговик-Шаровик, Вьюга Бурановна, Старик – Ледовик и Солнышко Красное.
Я предлагаю вам подойти к инструментам. (Все подходят к столу. Там набор инструментов: металлофон, пустые пластиковые бутылки, металлические трубки, снежки с крахмалом). Поиграйте, постучите и выберете себе инструмент, который озвучивает жителей теремка.
Теперь с помощью инструментов мы можем озвучить сказку «Теремок-холодок». Я буду рассказывать вам сказку, а вы – озвучивать своего героя на инструменте.
Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок… Катится мимо Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом). Прокатился Снеговик-Шаровик вокруг терема и говорит:
- Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок… Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
Никто не ответил Снеговику-Шаровику. Закатился он в теремок (мешочки с крахмалом). И стал жить-поживать. Идёт мимо Старик - Ледовик (удары по металлическим трубкам). Идёт, сосульками звеня. Увидел теремок-холодок и говорит:
- Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
- Я, Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом). А ты кто?
- А я, Старик-Ледовик (металлические трубки).
- Иди ко мне жить!
Стали они жить вдвоем. Летит мимо Вьюга Бурановна (дуют в пустые бутылки). Белым снегом метёт, стонет, свистит. Увидела теремок-холодок и говорит:
- Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
- Я, Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом).
- Я, Старик-Ледовик (металлические трубки). А ты кто?
- А я – Вьюга Бурановна (дуют в пластиковые бутылки).
- Иди к нам жить!
Стали они жить втроём.
Наступило утро, выглянуло Солнышко Красное (глиссандо на металлофоне). Увидело теремок-холодок и говорит:
- Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок…Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
- Я, Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом).
- Я, Старик-Ледовик (металлические трубки).
- Я, Вьюга Бурановна (дуют в пластиковые бутылки). А ты кто?
- А я Солнышко Красное! (глиссандо)
- Иди к нам жить!
Заглянуло солнышко в теремок-холодок, засветило, засияло (глиссандо). Хорошо, тепло стало. А теремок - то наш…
С крыши кап – кап,
Стал морозец очень слаб,
А снега осели… И теремок наш растаял! Слайд 7
Муз. руководитель: Вот какая замечательная сказка у нас получилась!
Слайд 8
А теперь познакомимся с методом “Игрового творчества”.
Один из любимых детьми методов. Сюда входят и психогимнастика, и ритмические этюды, и коммуникативные игры. Именно в такую игру я вам предлагаю поиграть вместе со своими детьми. Она называется «Слепой танец».
Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза. Другой останется без повязки. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. Те, кто без повязки должны руководить. Посмотрим, насколько вы доверяете друг другу. Теперь поменяйтесь ролями.
Муз. руководитель: Вот мы и познакомились с некоторыми методами музыкотерапии. Многие из них мы используем с детьми на музыкальных занятиях. Скажите, можете ли вы использовать их дома для снятия напряжения, стресса, чувства тревоги у детей? (Ответы родителей)
Муз. руководитель: Конечно, можете. Только нужно знать некоторые правила. Во-первых, слушать музыку дозированно, начинать с 5-10 минут, постепенно увеличивать время, но не более 20 минут.
Как вы думаете, какую музыку мы можем слушать дома? (Ответы родителей)
Муз. руководитель: Музыка должна быть качественной, не обязательно классической. Доверьтесь своей интуиции, музыка должна вам нравиться. Первая мелодия должна соответствовать настроению человека, «подстроиться под него»; вторая мелодия должна быть светлой, мягкой, вселяющей надежду; а третья - должна вселять уверенность в своих силах, укреплять силу духа.
Чтобы вам легче было разобраться в многообразии музыки, я приготовила для вас буклеты с примерным музыкальным репертуаром.
Благодарю вас за участие в тренинге, надеюсь, что семейная музыкатерапия пошла вам на пользу. Слушайте музыку чаще и будьте здоровы! До свидания!