Екатерина Кунаковская
Тренинг для педагогов «Профилактика утомляемости у воспитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРЕРИНГ: Профилактика утомляемости у воспитателей
Группа 10-12 человек
Продолжительность занятия 60 минут
Ход занятия:
Материал: Цветные карандаши, альбомные листы (на каждого педагога); бланки тестов, свеча; магнитофон и аудиокассета записью спокойной музыки.
Музыка в аудиозаписи (в аудиозаписи, по выбору психолога, которая сопровождает все занятия).
Часть 1. Вводная
Цель: настроить на занятие.
Расположение участников: педагоги садятся по два за столы, расположенные по всему залу.
Содержание упражнения:
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика утомляемости у воспитателей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Тест «Самооценка эмоционального состояния». Педагоги заполняют бланки ответов к модифицированной методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
2. Упражнение «Настроение»
Инструкция. Возьмите карандаши и чистый лист бумаги. Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проведите линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы своё настроение переносите на бумагу, как бы материализуете его.
Когда все закончат рисовать, ведущий предлагает на другой стороне листа написать пять-семь слов, отражающих их настроение.
Часть 2.
Блок 1.
Цель: снять мышечное напряжение.
Расположение участников: педагоги садятся на стулья, расположенные полукругом.
Содержание упражнения:
1. Руки за голову. Сильно прогнувшись назад, покачаться, опираясь ногами об пол, 3-4 раза.
2. Сидя на краю стула, руки на поясе, ноги широко расставлены, опираются на всю ступню. Повороты туловища вправо и влево, не отрывая ног от пола, по2-3 раза.
3. Сидя на краю стула, ноги на ширине плеч. Разводя руки в стороны ладонями вверх, сильно прогнуться. Опустить руки на голову вниз, расслабиться, 3-4 раза.
4. Из упора на сиденье поднять ноги в «угол», 3-8 раз. Или, держа ноги на весу, отжаться на руках, 3-6 раз.
5. Круговые движения головой вправо и влево, по 3-4 раза.
6. Сидя на краю стула, ноги широко расставлены. Руки развести в стороны, прогнуться. Сгибая руки за голову, выполнить наклоны поочерёдно вправо и влево, по 2-3 раза.
7. Сидя на стуле, поочерёдно массажировать ноги (поглаживающие, затем сдавливающие движения рук направлять только вверх по голени).
Блок 2.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Расположение участников: педагоги садятся на стулья, расположенные полукругом. В центре стол с горящей свечёй.
Содержание упражнения:
Инструкция. Сядьте в удобное для вас положение и сосредоточьтесь на рассматривании горящей свечи в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств – только созерцание. Затем закройте глаза и представьте себе свечу, почувствуйте её тепло. Пожелайте себе всего хорошего. Подумайте о хорошем, улыбнитесь. Теперь медленно откройте глаза.
Часть 3. Заключительная
Цель: Углубить позитивное эмоциональное состояние и создать условия для его поддержания вне занятий.
Расположение участников: педагоги рассаживаются вокруг стола.
Содержание упражнения:
Педагоги как можно удобнее располагаются на стульях, расслабляются. Звучит тихая музыка, под которую психолог читает слова релаксационного упражнения.
Составил: Педагог-психолог Кунаковская Е. В.
РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. Руки за голову. Сильно прогнувшись назад, покачаться, опираясь ногами об пол, 3-4 раза.
2. Сидя на краю стула, руки на поясе, ноги широко расставлены, опираются на всю ступню. Повороты туловища вправо и влево, не отрывая ног от пола, по2-3 раза.
3. Сидя на краю стула, ноги на ширине плеч. Разводя руки в стороны ладонями вверх, сильно прогнуться. Опустить руки на голову вниз, расслабиться, 3-4 раза.
4. Из упора на сиденье поднять ноги в «угол», 3-8 раз. Или, держа ноги на весу, отжаться на руках, 3-6 раз.
5. Круговые движения головой вправо и влево, по 3-4 раза.
6. Сидя на краю стула, ноги широко расставлены. Руки развести в стороны, прогнуться. Сгибая руки за голову, выполнить наклоны поочерёдно вправо и влево, по 2-3 раза.
7. Сидя на стуле, поочерёдно массажировать ноги (поглаживающие, затем сдавливающие движения рук направлять только вверх по голени).
РЕЦЕПТЫ ЧАЯ
НАСТОЙ ШИПОВНИКА
Дроблёные плоды промывают, опускают в кипящую воду и варят не более 10 мин или же засыпают в термос, заливают 1 л кипятка и оставляют на ночь. В первом случае настаивают в течение 5-10 ч в прохладном месте и затем процеживают через марлю. На 1 л отвара требуется 50 г плодов шиповника. На это количество можно добавить по вкусу сахар, а также лимон. Пить по 0,5 стакана 3 раза в день.
При утомлении с признаками повышенной возбудимости показаны мероприятия и средства, входящие в группу успокаивающих. При явлениях депрессии – мероприятия из группы тонизирующих средств.
УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ТРАВЯНЫЕ ЧАИ
Сбор Шасси
Валериана (корень) – 50 г.
Пустырник (трава) – 50 г.
Укроп (семя) – 50 г.
Тмин (семя) – 50 г.
Две столовые ложки смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять 20-30 мин. Пить по 0,5 стакана 2-3 раза в день (сбору более 300 лет).
«Чайный бальзам» Р. И. Ходановой
Чай – 250 г.
Мята (трава) – 2 ст. л.
Валериана (корень) – 1 ст. л.
Пустырник (трава) – 2 ст. л.
Душица (трава) – 2 ст. л.
Алтей (корень) – 2 ст. л.
Хмель (шишки) – 2 ст. л.
Ромашка (Цвет) – 2 ст. л.
1-1,5 ч. л. смеси заварить в одном стакане кипятка. Настоять 10-15 мин. Пить по 1 стакану 2-3 раза в день.
Чай У. Белинга в модификации А. Г. Кривцова
Апельсин (кора) – 1 ч. л.
Мелисса (трава) – 1 ч. л.
Валериана (настойка) – 1 ч. л.
Смесь коры и травы заварить в 1 стакане кипятка, плотно закрыть, настоять 10 мин, процедить, добавить валериану.
Пить по 0,5-1 стакану 2-3 раза в день вприкуску с мёдом.
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
Инструкция. Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идёт речь о партнёрах, то имеются в виду люди, с которыми вы работаете.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Я ошиблась в выборе профессии (занимаю не своё место).
3. Меня беспокоит то, что я стала хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
4. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.
5. Моя работа притупляет эмоции.
6. Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой.
7. Я бы сменила место работы, если бы представилась такая возможность.
8. Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение.
9. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнёрах у меня портится настроение.
10. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
11. Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряжённой.
12. У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать всё.
13. Я очень переживаю за свою работу.
14. При мысли о работе мне часто становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
15. У меня не очень хорошие отношения с непосредственным руководителем.
16. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
17. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
18. На работе я испытываю постоянные психические и физические нагрузки.
19. Я часто работаю через силу.
20. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился.
Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ – 1 балл).
Уровни: от 20 до 14 баллов – высокий уровень; от 13 до 7 баллов – средний уровень; от 6 до 0 баллов – низкий уровень эмоционального выгорания.