Натали Огай
Тренинг для воспитателей ДОО «Курс на здоровье»
▼ Скачать
«Курс на здоровье»
«Будьте мудрыми, если сможете, но здоровыми вы должны быть всегда!»
Конфуций
Возвращаясь к вопросу здоровьесбережения как одному из направлений деятельности дошкольной организации, то в целом можно сказать о том, что современное общество заинтересовано в воспитании психологически и физиологически грамотного ребенка. Разработаны системы мероприятий с детьми по приобщению к спорту и физкультуре, технологии закаливания, выпущено множество программ по приобщению дошкольников к ЗОЖ. Система же здороьесбережения самих «исполнителей», то есть нас педагогов, к сожалению уходит на задний план, и вобщем-то становится проблемой самого педагога.
Публикация «Тренинг для воспитателей ДОО „Курс на здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» май 2024
В большом бизнесе, киноиндустрии и других отрослях, уже давно поняли, оценили важность сохранения психологического климата команды и нанимают специальных людей которые помогают в поддержке рабочей здоровой атмосферы. В образовании эту роль отвели психологам, но общеизвестным фактом является то, что в малых ОО такие единицы редкость. Итак в нашем случае, спасение как всегда в наших руках. Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, во что бы то ни стало, быть тем, для которого слово “долг” является ключевым.
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, с головой погружаясь в специфическую особенность свой профессиональной деятельности. А между тем, педагогическая профессия – профессия здоровье разрушающая. Работа в трех направлениях: дети-родители-коллеги, постоянное соответствие современным требованиям к профессии – все это напрямую связано с перенапряжением, разрушающими эмоциями такими как: тревожность, озабоченность проблемой, раздражение, высокая концентрация, и как следствие, стрессом. Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только педагоги и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь о педагогах.
Итак для начала определим «Что же такое здоровье?»
До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.
Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: “ Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия”
Исходя из этого можно вывести форму здоровья это - равносторонний треугольник, где стороны это физическое и психологическое здоровье, а основание - социальное благополучие.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности воспитателя.
Есть две основные причины, разрушающие здоровье мировоззренческая и психологическая, причем вторая вытекает из первой.
Мировоззренческие причины:
1. неумение принимать жизнь такой какая она есть, без критики и протеста;
2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жзизни;
3. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, своей работы, и тем самым, сохранять свое здоровье;
4. неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории;
5. неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем;
6. непонимание того, что каждый из нас нужен на своем месте, не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности.
Психологические причины:
1. Неумение противостоять стрессам;
2. Отсутствие навыка управлять своими эмоциями;
3. Частое превышение своих психических возможностей;
4. Неумение вырастить в себе, освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от получения зарплаты или выигрыша в лотерею.
5. Неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Каждый сознательный человек, а педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами ради двух целей: чтобы не болеть и чтобы принимать правильное решение, не продиктованное негативными эмоциями.
Идеальный эмоциональный климат на работе это присутствие у сотрудников таких здоровьесоздающих эмоций как интерес, радость, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение. Вопрос как его создать?
Я вижу это в создании искусственных путей снятия напряжения, таких как:
• личные предпочтения и сильные стороны педагогов их увлечения и интересы (рисование, умение шить, вязать, мастерить);
• упражнения на развитие психоэмоционального равновесия.
Сегодня мы попробуем простые приемы, которые не позволят испортить настроение помогут перенаправить свое отношение к сложившейся ситуации.
Упражнение «оптимист, пессимист, юморист»
Ситуация: Во время утреннего приема папа девочки в недовольной форме высказался о том, что его ребенок вчера пришла в чужих колготках. Обвинив вас в том, что вы ненадлежащее выполняете свои обязанности, плохо смотрите за детьми. Вместо пожелания хорошего дня, вам «прилетело» - «Я работаю не для того, чтобы одевать чужих детей. Колготки не за 100 рублей, так что разберитесь в ситуации. Надеюсь вечером, я заберу ребенка в его вещах!».
Попробуйте выполнить задание, обыграв мысленно ситуацию, сначала как ее видит пессимист, затем оптимист и закончите юмористически.
Упражнение «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения, своих достижений со стороны. В свое время считалось не приличным рассказывать о своих личных достижениях, хороших поступках. Более того, детей XX века растили по принципу - не хвали себя сам, жди, когда другие похвалят.
В настоящее время мы видим что ситуация поменялась в корне, сегодня с каждого монитора коучи, психологи рассказывают нам прежде всего о любви к себе, а не к Родине, семье и др. Вопрос этот очень дискуссионный, но что лично мне понравилось в этом приеме и почему я выбрала его в качестве тренингового упражнения.
Профессия ставит педагога в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов. Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, отмечают: - высокое психоэмоциональное напряжение.
Научно доказано, что отсутствие положительной оценки со стороны это одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим - «Сам себя не похвалишь, никто не похвалит». В случае даже незначительных успехов целесообразно мысленно проговаривать себе «Молодец!», «Умница! Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течении рабочего дня не менее 3-5 раз. Давайте попробуем, пусть каждый из вас найдет за что себя похвалить.
Конечно, можно полностью сконцентрироваться на ошибках и неудачах, обидных словах, несправедливости и зле, с которыми, безусловно, сталкивается каждый в современном мире. Но опыт показывает, что в любом негативном событии или явлении всегда есть нечто позитивное. Столкнувшись с неприятными событиями или предполагая, что они могут произойти, подумайте о том, что в этих событиях может быть хорошего, приятного, позитивного. Что же можно сделать чтобы принимать жизнь позитивно? Вот 10 секретов счастья:
1. Сила отношения. Мы на столько счастливы, насколько настроен на это наш разум.
2. Сила тела. Физические упражнения облегчают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствуем себя хорошо.
3. Сила жизни в мгновении. Воспоминания состоят из особых моментов – накапливайте как можно больше таких счастливых мгновений.
4. Сила представлений о себе. Человек является тем, что он о себе думает.
5. Сила цели. Цель придает нашей жизни смысл и содержание.
6. Сила смеха. Чувство юмора облегчает стресс и вызывает ощущение счастья.
7. Сила прощения. Умение прощать является ключом, открывающим дверь истинного счастья. Невозможно быть счастливым, если в вас остались ненависть и обида.
8. Сила умения давать. Счастье нельзя найти в обладании и приобретении чего-то для самого себя. Оно кроется в умении давать и помогать другим.
9. Сила взаимоотношений. Близкие взаимоотношения делают хорошие времена еще более приятными, а трудные периоды – более легкими.
10. Сила веры. Вера вызывает доверие к людям, успокаивает разум и освобождает душу от сомнений, тревог, беспокойство и страха.
В завершении хочется сказать, берегите себя, вы – ваш главный подарок! Идите на встречу своего здорового "Я", каждый день с радостью встречая свое отражение в зеркале!