Ольга Инодворская
Тренинг для педагогов на развитие сплоченности коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальноебюджетноедошкольноеобразовательноеучреждениедетскийсад
комбинированного вида № 17 г. Ставрополя
Конспект интерактивного тренинга
с педагогами
Выполнила: педагог-психолог МБДОУ №17
Инодворская О. В.
Ставрополь 2015 г.
Цель: развитие сплоченности коллектива.
Задачи:
развитиедоверительных отношение в группе;
Публикация «Тренинг для педагогов на развитие сплоченности коллектива» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
способствовать углублению процессов самораскрытия, преодолению психологических барьеров;
снятие психоэмоционального напряжения.
развитие умения работать в команде.
Временной промежуток: можно тренинг сделать двухдневным по 1 часу в день (вторую встречу начать с упражнения «Предмет рассказывает о хозяине»)
Данный тренинг проводился в темной сенсорной комнате.
Ход тренинга:
Дорогие друзья, мне очень приятно приветствовать вас в нашей волшебной комнате. Кто-то из вас, может быть, хотел прийти сюда, кто- то не очень, но независимо от этого наша жизнь сложилась именно так, что мы оказались именно в этом месте и именно сегодня.
Включен светильник «Фонтан света»
Принятие групповых норм
• Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
• Говорить максимально искренне.
• Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т. е. быть включенным в групповую работу.
• В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.
Вспышка (каждый участник называет свое имя и рассказывает о своих ощущениях здесь и сейчас)
Спасибо за искренность, за то, что все вы такие разные.
Я предлагаю ненадолго забыть, что мы с вами воспитатели, что нас заставили прийти на какой-то там тренинг…
Протяните руки к светильнику, подержите их над ним и закройте глаза. Сейчас, в этой комнате мы оказались в своем отдельном мире, мире без масок, в мире искренности, доброты, понимания, сочувствия, в мире волшебном, сказочном, фантастическом. И сейчас, когда вы откроете глаза, вроде ничего существенного не произойдет, но появится внутренний настрой понимать и принимать друг друга такими, какие мы есть.
Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Не спеша откройте глаза и оглядитесь вокруг.
Включается зеркальный шар. Музыка. Ляжем по- удобнее, посмотрим и почувствуем тот мир, в котором мы оказались.
Вспышка
Садимся в круг.
Упражнение “Совместный счет”
Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до … (по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно : кто-то говорит “один”, кто-то другой - “два” и т. д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с открытыми глазами, в более сложном - с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до какого числа удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т. п., следует похвалить их за находчивость.
Вспышка
На льдине
Описание Участники делятся на команды по 5-7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина — это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя — кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15-20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по 1/4 части от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2-3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше — выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других. Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах. Смысл упражнения Техника способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально невозможно, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть с льдины», поставив этим под угрозу действия всей команды.
Вспышка: Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом — своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться в такой ситуации, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.
Упражнение «Круг доверия»
Выбирается водящий. Его раскачивание происходит в небольшом плотном кругу. Диаметр круга около 1,5 м, водящий находится в центре. Оптимальной является ситуация, когда круг составляют 8 человек, юноши и девушки стоят через одного. Обмен впечатлениями происходит после каждого качания.
Необходимо следить, чтобы раскачивающие не применяли излишнюю физическую силу, так как это не только снижает эффективность упражнения, но и может привести к развалу круга. Упражнение ори-ентировано на проявление не физической силы, а взаимной ответ-ственности и эмпатии.
Вспышка
«Предмет рассказывает о хозяине».
Каждый из участников берет салфетку и делает из нее куколку (человечка). Куколка рассказывает о своем владельце от третьего лица. Другие куколки могут задать рассказчику любые вопросы о его хозяине. Такая форма самопредставления, когда человек говорит о самом себе в третьем лице, идентифицируясь с неодушевленным предметом, позволяет быть более раскованным и поделиться сокровенным, облегчает задачу самораскрытия.
Вспышка
Прорвись в круг.
Решите, кто из членов вашей группы чувствует себя меньше всего включенным в группу. Затем члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Участник, испытывающий чувство отторжения от группы, должен прорвать круг и проникнуть в него. Это физическое действие поможет вам соприкоснуться с чувствами "выключенности – включенности" и стимулировать возникновение групповой сплоченности.
Вспышка
Упражнение «На пальцах»
Описание упражнения. Доброволец ложится спиной на парту, вокруг него становятся 9-10 человек, которые подкладывают под его тело указательные пальцы своих рук (руки при этом расположены ладонями вверх или в стороны, но только не вниз). По команде ведущего они поднимают руки до уровня плеч, и доброволец оказывается в воздухе, лежа, в буквальном смысле, на пальцах своих товарищей. Его торжественно проносят кругом по помещению после чего аккуратно возвращают на место (проследите, чтобы участника несли вперед головой, а не ногами, поскольку это вызывает у многих людей неприятные переживания, ассоциируясь с проводами в последний путь). Группа, даже состоящая преимущественно из девочек, без особого труда поднимает таким способом участников весом до 70-80 кг.
Вспышка. Происходит обмен чувствами, возникшими в процессе нахождения «на пальцах». Обращается внимание на то, что при четкой координации совместных усилий порой удается без особого труда выполнить и то, что внешне представляется чем-то из области фантастики (перед началом этого упражнения.
СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Кто-то из участников вызывается (или выбирается группой — это еще интереснее, поскольку показывает, чье мнение и видение, чью обратную связь хотят в первую очередь получить участники группы) быть «скульптором», которому предстоит увековечить группу в «монументальной скульптуре». Например, как увековечивали в скульптурной группе «пламенных революционеров» : кто-то смотрит вперед бесстрашным взором, кто-то нагнулся за булыжником — «оружием пролетариата», кто-то поддерживает раненого товарища, пострадавшего «в борьбе с мировым капиталом». У каждого персонажа скульптурной группы должна быть своя роль, своя функция, олицетворяющая какую-то сторону революционной борьбы. Скульптура группы должна как-то «воплотиться в камне», а может быть и в каком-то другом материале, что поможет высветить роль каждого. «Ты — скульптор. Вот и воплощай то, что ты видишь, как нас чувствуешь. Мы будем твоим материалом — скульптура будет состоять из нас. Ставь нас в разные позы, лепи и "высекай" из нас все, что угодно. А потом рас скажешь, что автор хотел сказать своим произведением». «Скульптор» начинает работать. «Скульптуры» при этом могут получиться очень разные: все зависит от того, какая ситуация сложилась в группе и как ее видит этот участник. Потом следует комментарий «скульптора». Он говорит о том, что имел в виду, придавая тому или иному участнику соответствующую позу, выбирая для него определенное место. А участники говорят о своих ощущениях от той роли, в которой их увидели. Может быть сделано несколько таких «скульптурных портретов» разными участниками.
Вспышка.
Упражнение «Омоложение».
Участники изображают 80-летних стариков и старушек, при встрече они кивают друг другу. По хлопку ведущего они сбрасывают десяток лет и при встрече машут друг другу рукой. Затем участникам становится по 60 лет, они обмениваются рукопожатиями. В 50 лет каждый дружески кладет проходящему руку на плечо, в 40 – похлопывает по спине, в 30 – быстро касается другого, стараясь не дать ему коснуться себя. 20-летние весело гоняются друг за другом, прыгают и хватают приятелей за левое ухо, не давая схватить себя. 10-летние носятся туда-сюда, пытаясь избежать столкновений.
ВспышкаОбсуждается, кому в каком возрасте было лучше и хуже всего.
«Подарки по кругу»
Предлагается нарисовать подарки. Далее участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями.
Вспышка (участники рассказывают о своих ощущениях, чувствах от занятия)