Анна Алдашкина
Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания
Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний. Профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
2. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.
3. Повышать самооценку и мышечное напряжение.
4. Повышать настрой на удачу, счастье, добро, успех.
Публикация «Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
5. Формировать навыки эффективного взаимодействия образовательного процесса.
Структура занятия.
1. Вступительная часть. Цель: Положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей. Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности. Педагоги садятся за круглый стол в музыкальном зале. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о психологическом здоровье педагога. Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование душевных сил (В. А. Сухомлинский). Поэтому, сегодня нам с вами предстоит большое морское кругосветное путешествие. Оно потребует от нас собранности, хорошего настроения. Наша яхта называется «Чайка», а нашим девизом будет «Как чайка ввысь всегда стремись!» Вы готовы к приключениям на море? Яхта «Чайка» двухпалубная, поэтому сейчас мы разделимся на две команды, повяжем морские косынки и воротники, вдохнем морской воздух, улыбнемся и отправимся в путь! Прошу команды занять свои места. Путешествие начинается! Повторяйте вместе со мной: Звучит сигнал рынды. Музыкальное сопровождение «Шум моря». Но прежде чем отправиться в путь, я расскажу вам о целях нашего путешествия, проведу вводный инструктаж.
2. Теоретическая часть.
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно – психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности, нагрузка педагога гораздо больше, чем у людей других профессий типа «человек – человек». По данным НИИ медицины, к неврозам склонны около 60% педагогов. Деятельность воспитателя связана с целым рядом напряженных ситуаций. На вас лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье детей, иногда возникают разногласия с администрацией. Не всегда можно найти общий язык и с родителями. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Необходимо постоянно сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния. Все это влияет на здоровье. Такие заболевания, как невроз, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов не случайно. Сейчас все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания педагогов.
Эмоциональное выгорание педагогов обусловлено целым рядом факторов:
- это и фактическое отрицание права на ошибку, приводящее к расширению рабочего времени за счет работы на дому; - это и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест; - отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Все эти факторы разрушительно действуют на психологическое здоровье педагогов. Что же такое «психологическое здоровье»? Выделяют 3 составляющих психологического здоровья:
1. Физическое здоровье.
2. Социальное здоровье.
3. Психическое здоровье.
Таким образом, психологическое здоровье – это высокий уровень психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, ощущении психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни. Синдром эмоционального сгорания или психофизического истощения широко описан в современной литературе. Этот термин появился в 1974г.
Е. Малер выделил 12 основных и факультативных признаков:
1. Истощение и усталость.
2. Психосоматические осложнения.
3. Бессонница.
4. Негативные установки по отношению к клиентам.
5. Негативные установки по отношению к своей работе.
6. Пренебрежение исполнением своих обязанностей.
7. Увеличение объема психостимуляторов (табак, алкоголь, лекарства).
8. Уменьшение аппетита или переедание.
9. Негативная самооценка.
10. Усиление агрессивности (раздражительности, гневности, напряженности).
11. Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия).
12. Чувство вины.
Коротко остановимся на причинах эмоционального выгорания : - высокая включенность в деятельность и, как следствие – эмоциональная перегрузка (32%); - жесткие временные рамки деятельности (занятия, учебный год) (22%); - неумение регулировать собственное эмоциональное состояние (26%); - напряженность, связанная с организационными моментами (расписание, групповое помещение) (25%); - напряженность, связанная с условиями и результатами морального и материального стимулирования (25%); - постоянно возрастающая степень ответственности перед родителями и обществом в целом за результат труда (16%); - отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (11%).
3 .Практическая часть.
Что же делать?
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент воспитания, согласятся все. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать. Предлагаю командам выполнить упражнение, которое снимает эмоциональное напряжение!
1. Упражнение – тест «Погода в порту». Вы приходите в булочную и покупаете пончик с повидлом, но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент - повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает», - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали 1 вариант, то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам часто прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди,выбирающие 1вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох. Если вы выбрали 2 вариант, то вы, - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко общаются коллеги и могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить, оказать поддержку лидеру. Вы всегда находитесь в нужном месте и в нужное время. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены. Если вы выбрали 3 вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хоть не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, т. к. в отношении с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности. Если вы выбрали 4 вариант, то вы человек, способный к нестандартному решению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. Инструктаж проведен, команда готова к отплытию. Но сначала вы должны выполнить задание на умение работать в команде. Звучит сигнал рынды. Задание выполняется под музыку.
Упражнение 2.
Выбрать в каждой команде помощника капитана и придумать название. Обсуждение задания, подведение итогов. Звучит сигнал рынды. Наша яхта снимается с якоря. Держим курс на остров «Индивидуальность».
Упражнение 3.
Цель: Осознание каждым участником тренинга своей индивидуальности, развитие тактильной чувствительности. Для проведения этого упражнения необходимо каждому участнику раздать листы бумаги формата А 4. Инструкция: Положите лист бумаги перед собой горизонтально. Закройте глаза. Сложите лист пополам, еще раз пополам, по диагонали. У получившегося треугольника аккуратно оторвите все углы. Открываем глаза! Психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, трудно ли вам было действовать на ощупь, с закрытыми глазами. Посмотрите на свои листочки. Они у всех получились разными, хотя все были в одинаковых условиях и выполняли одно задание. Так и люди, все очень разные, со своими индивидуальными чертами, с разными взглядами на мир, своими особенными методами работы. Нужно только внимательно рассмотреть и почувствовать индивидуальность каждого человека. Звучит сигнал рынды.
Наша яхта причаливает к острову «Восточные стихи».
Упражнение 4. «Восточные стихи».
Цель: создание веселой атмосферы, сплоченности в коллективе. Я предлагаю вам побыть поэтами. Каждая команда сочиняет восточное стихотворение (одно или несколько). Правила восточного стихосложения:
1. Существительное (главное слово, например «Ужин».
2. Прилагательное: праздничный, запоздалый.
3. Глагол: дождались, восхитились, насладились.
4. Слово или фраза, выражающее отношение: «Блаженное состояние сытости».
Я предлагаю вам сочинить стихи с определенными ключевыми словами. Слова «педагог», «воспитатель». Команды выполняют задания под музыку. Обсуждение, подведение итогов. Звучит сигнал рынды. Наша яхта продолжает свой путь к острову «Счастье».
Упражнение 5. «Уровень счастья».
Цель: развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе. Педагог-психолог : Перед нами зеленый остров, он называется «Уровень счастья». Почему он так называется? Наверно все хотят быть счастливыми. Прошу вас составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено то, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье членов вашей семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того, как педагоги выполнили задания, ведущий выясняет: - кто нашел 10 вещей, за которые можно быть благодарным судьбе; - кто нашел 5; - кто не нашел ни одной? Педагог-психолог : Хотелось бы напомнить вам историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими двумя людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые» люди, чьи чашки наполовину пусты. Звучит сигнал рынды. Наша «Чайка» прибывает в порт «Призвание – педагог». Упражнение 6. «Призвание – педагог». Цель: формировать умение работать в команде. Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное вами дело наполнено важными для вас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность. Наша личность зазвучала в работе как уникальный инструмент. Прошу вас, уважаемые коллеги, изготовить «Герб профессии», отражающий как можно полнее свойства педагога. После проведения задания проводится обсуждение. Участники каждой команды представляют свой герб, расшифровывают его образы. Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, краски, фломастеры, набор ярких картинок. Звучит сигнал рынды. Наша яхта подходит к бухте «Релаксация».
Упражнение 7. Релаксация «На берегу моря».
Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения. Вы устали, давайте отдохнем. Сядьте удобно. Закройте глаза. Дыхание ровное и глубокое. Отвлекитесь от всех проблем. Войдите в состояние «здесь и сейчас». Представьте себя на берегу теплого, чистого, лазурного моря. Ощутите влажный, прохладный песок под ногами. Волны медленно подкатывают к вашим ногам, вы ощущаете брызги воды на своем лице. Солнце ласково греет вас своими лучами. Вы погружаетесь в состояние блаженства и покоя. Медленно, глубоко вдохните соленый морской воздух. Представьте, что вдыхаете чистый, сверкающий, разноцветный воздух. Он наполняет вас силой, здоровьем, радостью. Почувствуйте состояние покоя и блаженства. Запомните это состояние. Сейчас я посчитаю до пяти, и вы откроете глаза. Время будет идти как обычно, вокруг все останется прежним, но состояние радости и хорошее настроение останется с вами надолго.
4 часть. Рефлексия.
Наше путешествие подходит к концу. Я передаю вам морскую раковину, согретую моим теплом и приятным общением с вами, и предлагаю ответить на вопрос: «Что было приятным и полезным для вас сегодня?» Участники продолжают фразу «Приятным для меня сегодня было…» Проходя через острова, моря и океаны, мы мобилизовали свою внутреннюю энергию, активизировали свои ресурсы, тем самым укрепили свое здоровье. Возвращаемся обратно в порт «Детский сад». Прощаясь с вами, я предлагаю написать пожелание себе и своим коллегам на плакате в форме рыбки.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору.
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять.
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде.
Ищите лишь добро везде,
особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!