Ya Yana
Тренинг для педагогов «Магия слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Компоненты культуры речи педагога, Что это?
Грамотность построения фраз - грамотное произношение слов из обыденной жизни : правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.
Простота и ясность изложения: не многословие.
Выразительность: - интонация и тональность; - темп речи, паузы;
- динамика звучания голоса;- словарное богатство;
- образность речи; - дикция.
Правильное использование специальной терминологии:
- исключение режущих слух фразеологических оборотов;
- исключение лишних слов.
Публикация «Тренинг для педагогов „Магия слов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Правила речевой культуры педагога :
Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения, говорить внятно со скоростью около 120 слов в минуту. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
Говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура общения педагога.
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Основные невербальные средства общения.
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Выразительность пластики тела
Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
принимать ребенка таким, каков он есть; помнить, что каждый человек самобытен;
верить в способности воспитанников стимулировать их творческую активность;
уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого; не унижать достоинства ребёнка; не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
помнить, что любой может ошибаться; не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ :
Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
Употребление в речи лишних слов : ну, вот, значит, это…
Неуместное использование звукоподражательных слов;
Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Тренинг «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:
Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.
Игра «Правильно ли мы говорим?»
Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «речь», «слово».
Произнесите слова с правильным ударением:
– звоним, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, статуя, квартал, щавель, красивее, коклюш, петля, столяр, месяцами, алфавит, километр, верба, ворота, нет волка, нет гуся, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, инструмент
Произнесите правильно:
-конечно, Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, пара (чулки, сапоги, гетры, носки, теннис, фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник, заполнены (договор, несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз, декан, артезианский, порядочный, супермен, рекорд, сердечный, конгресс, крем, сонет, стакан (чай, килограмм (сахар, много (шум)
Прочтите правильно:
- Что такое паронимы? (родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы, отличаются оттенками в значении)
- Это ваша (роспись или подпись) на справке?
Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.
- Я (надеваю, одеваю) шапку
Воспитатель (надевает, одевает) Машу
- Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру
Я (надела, одела) пальто на Свету.