Татьяна Воронова
Тренинг для педагогов «Конфликтные ситуации и способы их преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовут Воронова Татьяна Евгеньевна, я работаю педагогом психологом в дошкольном учреждении №2 Ромашка в городе Данкове. Мой опыт работы в данной профессии небольшой, но за это время у меня появилось много интересных тренингов, консультаций и я хотела бы поделиться своими наработками с вами. Тема достаточно интересная и актуальная «Конфликтные ситуации и способы его преодоления».
Публикация «Тренинг для педагогов „Конфликтные ситуации и способы их преодоления“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
2 слайд
Начать свое выступление мне хотелось с таких слов:
Взрослые смеются над детьми, которые своё оправдание ноют:
«Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же.
Амели Нотомб
Конфликты — это неотъемлемая часть жизни людей. Как известно, мы сталкиваемся с конфликтами довольно часто, и в принципе – это процесс довольно естественный, хоть и опасный. Необходимо заметить, только то, что общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – нередко портят нам настроение, а проблема возникновения их неумение и незнание правил эффективного общения.
Сегодня мы поговорим о конфликте. Эта тема интересна тем, что как бы мы от неё не бежали, но умение конфликтовать всё равно является самым существенным условием как минимум профессиональной успешности, а скорее всего и жизни в целом. За неумение грамотно конфликтовать люди платят обычно своими нервами и своим здоровьем. Поэтому информация по теме конфликта актуальна, значима и может оказаться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии.
3 слайд
Что же такое конфликт? Прежде чем ответить на это вопрос давайте посмотрим мультфильм «Лось и Медведь»
Психолог.
Мультфильм «Лось и медведь»
В чем заключается мораль этого мультфильма?
Они не смогли договориться, а отсюда возникла конфликтная ситуация. Что же означает слово «конфликт»?
4 слайд
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.
Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку? (Высказывания участников.)
Конфликты - это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт - это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.
5 слайд
Дорогие коллеги, мы подготовили для вас уже отснятые ролики проигрывания конфликтных ситуаций.
1 ситуация это «Воспитатель – родитель»
Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Существует 5 способов выхода из конфликтной ситуации : конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.
Конкуренция предполагает открытую борьбу за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера. Возможный результат: испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе и большая вероятность испортить отношения.
Избегание или уклонение от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. Избегание или уход от конфликта может привести к росту проблемы.
Приспособление – это сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. Данный способ используется, если есть желание сохранить мир, участник осознает собственную неправоту. В результате конфликт может быть нерешен.
Компромисс – поиск решений за счет взаимных уступок, то есть достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Недостатком компромисса является получение только половины ожидаемого.
Сотрудничество предполагает поиск решения, которое не только бы удовлетворило интересы обоих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее правильными способами выхода из конфликта являются компромисс и сотрудничество. Однако любой способ может оказаться эффективным, поскольку у каждого есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
6 слайд
2 ситуация
«Воспитатель-логопед»
Упражнение «Sorry, конфликта не будет»
Многих конфликтов можно избежать. Чтобы не доводить до конфликта, мы извиняемся. Один берет на себя роль виновного и просит прощения, а второй отвечает: «Ничего страшного».
Англичане не выясняют, кто виноват. Извиняются обе стороны. Например, в магазине человек нечаянно задел кого-то и попросил прощения: «I’m sorry». В ответ он тоже услышит: «I’m sorry», что означает: «Простите, что я встал у вас на дороге». Если у человека плохое настроение, он может умышленно задеть другого. Англичанин ответит ему: «Sorry». Он говорит: «Извините, но конфликта не будет» или «Я сожалею, что у вас плохое настроение, но мне не хочется ругаться с вами».
Предложите воспитателям последовать английскому этикету. Попросите свободно перемещаться по аудитории и дотрагиваться ладонью, локтем или плечом до плеча другого. Оба участника извиняются любым способом, например: «Sorry», «Извините, пожалуйста» или «Сожалею о случившемся».
Поясните, что в упражнении нужно продемонстрировать свою вежливость. Выяснять, кто прав, а кто виноват, не нужно. Нельзя использовать, например, варианты: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините» или «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня». После того как участники извинились, они приветливо машут друг другу рукой и ищут новых партнеров. Обсудите упражнение.
Что вы чувствуете?
Как и в каких жизненных ситуациях можно использовать прием «Sorry»?
Подведите участников к выводу, что слова «Извините, конфликта не будет» достаточно не произносить вслух, а просто вспомнить их и вовремя остановиться. Попросите педагогов смоделировать ситуации общения с родителями, в которых можно использовать прием «Sorry».
Воспитатели могут считать, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват. Объясните, что они извиняются не потому, что сделали что-то не так, а потому, что хотят избежать конфликта, который им не нужен, и сохранить хорошее настроение.
7 слайд
Рекомендации по предупреждению конфликтов
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Практика, сама демонстрирую упражнение.
Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»
В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять гимнастика, дыхание, танец или упражнение «Сосиска – Кетчуп – Кока-кола».
Предложите воспитателям встать. Когда вы произносите «Сосиска», попросите изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.
Слайд 8
Притча: Жил себе мальчик с ужасным характером. Как-то отец дал ему мешок с гвоздями и сказал по одному забивать их в забор каждый раз, когда мальчик потеряет терпение и поссорится с кем-то. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. Со временем он научился владеть собой, и количество забитых гвоздей каждый день уменьшалась. Мальчик понял, что легче научиться сдерживать свои эмоции, чем забивать гвозди.
В конце концов, настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тогда отец сказал сыну вытягивать из забора по одном гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроль и ни с кем не поссорится. Проходили дни, и со временем сын мог сказать отцу, когда в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец подвел сына к изгороди и сказал: «Ты хорошо ведешь себя, сынок, но посмотри, сколько дырок осталось. Изгородь уже некогда не будет такой, как когда-то.».
Вывод: Когда вы с кем-то ссоритесь и говорите ему что-то неприятное, вы оставляете в нем такие раны, как эти дыры. И раны остаются, вопреки тому, сколько раз потом вы просите прощения. Словесные раны причиняют такую самую боль, как и физические. Ребята, давайте не забивать гвозди враждебности, непонимания и жестокости. Будем толерантными, будем понимать друг друга.
Слайд 9.
Итог.
И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.
В заключение нашего тренинга разрешите вам искренне пожелать:
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Слайд 10. Спасибо за внимание.