Марина Ожигина
Тренинг детско-родительских отношений «О любви — взрослые и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг детско-родительских отношений
Разъяснительная теоретическая работа, проводимая педагогом–психологом в индивидуальной форме, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений, т. к. общение людей друг с другом весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Тренинги же предоставляют возможность приобрести стойкий навык эффективного общения, научиться общению и взаимодействию различными способами, «сгладить» острые углы во взаимоотношениях.
Публикация «Тренинг детско-родительских отношений „О любви — взрослые и дети“» размещена в разделах
- Родительская любовь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
В большинстве своем задания и игры тренингов по детско-родительским отношениям являются моделями жизненных ситуаций. У каждого участника тренинга есть возможность провести общение наиболее эффективным и приемлемым для него лично.
Сопровождением замещающих семей я занимаюсь с 2008 года, опыт моей работы свидетельствует о высокой результативности тренингов детско-родительских отношений. Данная форма реализации позволила помочь преодолеть кризис многим замещающим семьям.
Тренинг детско-родительских отношений
«О любви – взрослые и дети».
Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и сотрудничества; повышение воспитательной компетентности родителей; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми.
Подготовительная часть.
Звучит лирическая мелодия, участники занятия располагаются по кругу.
Упражнение «Здравствуйте, я – имя – прилагательное».
Каждый из взрослых приветствует всех словами «Здравствуйте, я – называем свое имя и прилагательное, которое вам подходит, и кем вы являетесь для людей, с которыми пришли. Например, здравствуйте, я – Марина Анатольевна, я – доброжелательная, для вас я психолог, который работает в детском доме».
- Оля, скажи, пожалуйста, а с кем пришла сегодня ты?
- Значит вы семья, и по-видимому дружная, раз пришли вместе.
Уважаемые участники, тема нашей встречи звучит так: «О любви - взрослые и дети».
Основная часть
Но прежде чем мы перейдем к ней, я предлагаю родителям по очереди назвать ребенка ласковым именем и три его положительных качества, например.
Упражнение «Закончи предложение».
А теперь давайте мы с вами порассуждаем о любви, и я прошу
родителей продолжить предложение: «Любить ребенка — это значит.», а затем я попрошу Олю закончить предложение: «Любить родителей – это значит…».
Слова любви необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, независимо от возраста, пола. Многочисленные наблюдения и научные данные позволяют утверждать, что от нехватки любви люди страдают, болеют.
Упражнение «Способы проявления любви».
Вот вы дружная семья, а какие способы проявления любви вы знаете? Назовите несколько вариантов.
ОБЩЕНИЕ. Очень важно уметь общаться, семья - это место общения. Чтобы действительно оно было, нужно выделить время для разговора друг с другом просто потому, что мы любим друг друга. Всем членам семьи нужно уметь разговаривать.
ТОН И СЛОВА. Как мы говорим? Есть ли в тоне голоса любовь?
КРИК. Если мы хотим, чтобы в нашей семье была атмосфера любви, нельзя кричать.
МОЛЧАНИЕ. Молчание в семье - это очень печальные отношения.
ЧТО СКАЗАНО ЗА СПИНОЙ. Об отсутствии любви свидетельствует и то, что мы говорим друг о друге за глаза, когда дети говорят плохо о своих родителях. И наоборот.
ДУХ СЕМЬИ. Какой дух в вашей семье? Вечное недовольство, осуждения?
ПРИВЯЗАННОСТЬ. Как мы должны любить друг друга в семье? Все ли члены семьи одинаково? К чему мы должны стремиться?
МОЕ Я. Большая проблема в семьях - это наш эгоизм. Если я хочу, чтобы меня любили, я сам должен полюбить.
УВАЖЕНИЕ. вежливость, добрые слова: спасибо, пожалуйста, будьте добры и т. д.
ПОНИМАНИЕ БЕЗ СЛОВ. это такое состояние, когда мы понимаем друг друга без слов и действуем правильно.
ДОВЕРИЕ. взаимная уверенность друг в друге.
А еще одним из замечательных способов выражения любви является прикосновение.
Упражнение «Узнай по прикосновению».
Каждому участнику по очереди завязывают глаза. Остальные по очереди прикасаются к нему. Участник с завязанными глазами по прикосновению должен узнать, кто к нему прикоснулся. Каждый должен побывать с завязанными глазами.
А еще одним из замечательных способов выражения любви являются объятия. Объятия крайне необходимы в семье. Они всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста.
Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 — для поддержки и 15 — для роста и развития. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.
Упражнение «Объятия».
Для выполнения упражнения вам необходимы ваши руки, встаньте в исходную позицию и прижмите к себе друг друга на несколько секунд. Затем отпустите. К упражнению можно добавить покачивания в стороны (вперед – назад, вправо – влево).
Еще один из способов выразить свои чувства — подарить подарок.
Вам сейчас предстоит сделать друг другу подарок, один на всех. Но для начала я прочитаю вам сказку.
Чтение сказки «Волшебная страна».
Обсуждение сказки.
«Совместное рисование».
Обсуждение чувств родителей и ребенка, которые испытывали они при выполнении работы.
III часть. Заключение.
Ритуал окончания занятия «Скажите доброе словечко».
Все наши занятия будут заканчиваться таким ритуалом: каждый по очереди скажет друг другу хорошие слова, за что – то похвалит его. Мы будем делать это для того, чтобы уходить с занятия с радостным чувством. Итак, я начну первой.
Рефлексия «Мне сегодня понравилось…»
Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…»
По итогам проведения тренингов направленных на оптимизацию детско-родительских отношений можно, опираясь на собственный опыт работы смело сказать… тренинг – это фундамент большого и крепкого дома под названием «Счастливая семья!».
Литература
1. Бенилова С. Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М., 2002. 2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. : Речь, 2005. 3. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М. : Владос, 2001. 4. Турлыгина Д. Л., Матвеева М. В. Практические рекомендации для специалистов по проведению совместных занятий родителей с детьми. – М., 2011. 5. Хухлаева О. В.