Любовь Трофимова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде для реализации художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к развивающей предметно-пространственной среде для реализации художественно-эстетического развития дошкольников
Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда.
Публикация «Требования к развивающей предметно-пространственной среде для реализации художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
При создании развивающей предметно – пространственной среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными в ФГОС дошкольного образования:
Для всестороннего развития используются различные центры активности детей.
Центр музыки и театра:
Важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр необходимо включить разные объекты.
В центре можно расположить различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.
Рядом можно расположить яркий, веселый уголок «ряженья», где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке можно расположить нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки. Рядом можно разместить зеркало, которое привлекает внимание детей, поднимает настроение и желание примерить на себе интересный образ.
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей необходимо учесть интересы мальчиков и девочек, подобрать различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых).
Материалы для музыкального развития детей:
- игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино, шумовые инструменты, в том числе самодельные);
- игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки);
- аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).
Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр.
Центр творчества:
Место для творческих занятий по изодеятельности должно быть отведено так, чтобы было хорошее освещение и соответствовало требованиям СанПиНа. Основное требование - функциональность. Самое главное правило гласит: все инструменты и рабочие материалы должны находиться на виду и в строго выделенном месте.
На нижней полочке должны находится стаканчики для воды, с карандашами и фломастерами, с кисточками, краски и гуашь, листы бумаги для рисования. На второй полке ножницы, клей, салфетки для лепки, досточки для пластилина, а также стеки. На верхней полке может лежать природный материал и образцы для лепки. На столе должна стоять коробка с различными шаблонами и трафаретами, коробка с разными типами и видами бумаги, а также альбомы образцов для рисования и лепки, рас-краски. Материалы нужно располагать вертикально, а не стопкой, так вы будете сразу видеть какую вещь вам необходимо достать.
Для хранения инструментов и материалов можно использовать пищевые контейнеры. Контейнеры небольшого размера можно расположить на полке, на уровне глаз, это позволит вам держать нужные вещи в поле зрения. Если вы используете фартук и защитную одежду, выделите для нее небольшой ящик, в которой вы будете хранить ее в чистом виде. В группе необходимо создать пространство для творческой деятельности детей (столы, стулья, магнитные доски, фланелеграф).
При организации центра необходимо учесть интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).
Для активизации интереса к деятельности материалы необходимо расположить на уровне глаз детей, эстетически привлекательны. Можно использовать традиционные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ориентированные на недостаточное развитие технических умений и позволяющие создавать интересные работы. Их способ расположения и систематизации (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности.
Центр изобразительного творчества необходимо оснастить предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов - Дымково, Хохлома, Городец: барышни, тройки, кони).
Можно использовать репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобрази-тельная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детское художественное творчество.
Лучше если в группе предусмотреть наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству, музей народных игрушек.
Дети данного возраста нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности (которая носит в большей степени мотивирующий характер). Поэтому в группе необходимо оборудовать место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.
Дети должны иметь доступ к выставке, работы должны располагаться на уровне их глаз, чтоб могли взять работу на руки, полюбоваться, показать сверстникам. Для дальнейшего хранения работ воспитатель должен подготовить специальное место, чтоб ребенок знал, что его работа бережно хранится и в любой момент родители вместе с ребенком могли оценить его творчество (может быть это будет портфолио или другая папка с результатами детского творчества).
Таким образом, созданная развивающая предметно – пространственная среда дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.