Дарья Перемитина
Требования к разработке дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новым законом об образовании
▼ Скачать + Заказать документы
ТРЕБОВАНИЯ
к разработке дополнительных общеобразовательных программам
В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Публикация «Требования к разработке дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новым законом об образовании» размещена в разделах
Исходя из этого, целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, в первую очередь, является обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональнее самоопределение. В связи с чем, содержание дополнительных общеобразовательных образовательных программ должно соответствовать :
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
направленностям дополнительных образовательных программ (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической);
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
В настоящее время дополнительные общеобразовательные программы по своему содержанию должны содействовать решению задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального, основного и общего образования). В этой связи содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на:
формирование и развитие творческих способностей детей и подростков;
удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;
выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса
в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Структура дополнительной общеобразовательной программы.
дополнительная общеобразовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы (для педагога, детей).
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы.
1. На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется указывать:
наименование образовательной организации;
когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;
название дополнительной общеобразовательной программы;
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;
срок реализации дополнительной общеобразовательная программы;
Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы;
название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
год разработки дополнительной общеобразовательной программы.
2. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть :
направленность дополнительной общеобразовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи дополнительной программы; отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
возраст детей, участвующих в ее реализации;
сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы их проверки;
формы подведения итогов реализации дополнительной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы может содержать :
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические
и практические.
4. Содержание изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы возможно отразить через:
краткое описание тем программы (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение может включать описание:
форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д., и технологий их организации (КТД, тренинг-технология, проектирование, шоу-технология и др.);
приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой дидактического материала и технического оснащения;
форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности программы.
6. Список использованной литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).