Ольга Еремеева
Особенности организации итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе
Пояснительная записка
Задача воспитания подрастающего поколения в духе уважения к закону сегодня тесно переплетается со стремлением молодых людей связать свое будущее с юридической сферой. По мнению молодёжи, юридические профессии занимают сегодня одно из первых мест в рейтинге престижных профессий. Этот интерес обусловлен, с одной стороны, тем, что человек осознает, что хорошее знание законов, умение разбираться в правовой сфере поможет ему защитить себя и своих близких в меняющемся мире. С другой стороны, тот поток информации, который хлынул со страниц СМИ, и особенно с экранов телевизоров, придал профессиям адвоката, следователя, частного детектива романтичную окраску. Но юридическая деятельность является зачастую тяжёлой, рутинной работой, требующей большого вклада физических и моральных сил, времени и особых психологических качеств.
Публикация «Особенности организации итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
В связи этой проблемой автором была разработана программа межпредметного (ориентационного) курса предпрофильной подготовки образовательной области «Обществознание» «Я б в юристы пошёл…». Курс краткосрочен (рассчитан на 8 часов) и носит ознакомительный характер. Он предназначен для ознакомления учащихся 8 – 9 классов со спецификой юридической деятельности перед выбором ими профиля дальнейшего обучения.
Изучение предусмотренных программой вопросов должно убедить учащихся в том, что правовые отношения не являются чем-то неизменным, и помочь им увидеть в их динамике личностную значимость правовых знаний. Необходимым условием реализации данного курса является и соответствующая методика, которая предполагает широкое использование активных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий. Это лекции с элементами эвристической беседы, практикумы по изучению и составлению документов, деловые игры, творческие работы, уроки с применением приёма «мозгового штурма» и др.
Изучение курса завершается итоговым занятием, на котором подводятся итоги. Подведение итогов возможно в разных вариантах. Это творческие работы учащихся виде рисунков, плакатов, интервью, эссе, стихов собственного сочинения, кратких сообщений (по выбору учащихся). Кроме того, тестирование, и в качестве нетрадиционной формы контроля можно предложить интеллектуальную игру «Звездный час».
Цель: ознакомление с особенностями организации итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе в системе дополнительного образования детей.
Задачи:
1. Показать результативность использования нетрадиционных форм организации итогового занятия в организации дополнительного образования
2. Дать алгоритм проведения интеллектуальной игры «Звездный час»
3. Раскрыть широкие возможности использования интеллектуальной игры «Звездный час»
План – конспект занятия «Интеллектуальная игра «Звездный час»
Цель: обобщение полученных ранее знаний в рамках программы курса предпрофильной подготовки «Я в юристы бы пошел…»
Задачи:
• Повторить и обобщить знания учащихся в области обществознания в рамках программы.
• Развивать умения и навыки работы в группе.
• Способствовать формированию правового сознания и гражданской ответственности.
Тип занятия : итоговое занятие.
Формы организации обучения : групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Формы обучения: интеллектуальная игра «Звездный час»
Возраст учащихся:14 - 16 лет.
Оборудование и материалы:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Листы и ручки.
4. Карточки с номерами.
5. Звездочки.
Место данной темы в общей системе работы : итоговое занятие в нетрадиционной форме, не только вызывает интерес у ребят, но и позволяет определить уровень усвоения ими основ знаний, предусмотренных программой.
Ход занятия:
Прежде, чем начать игру, учитель знакомит с правилами её проведения.
Игра состоит из нескольких этапов. Учитель задает вопросы, дает задания. Дети должны отвечать на вопросы и выполнять полученные задания. За каждый правильный ответ они получают звезду. В конце каждого этапа подсчитывается количество полученных звезд. Тот, у кого звезд меньше, выбывает из игры. Если участники набирают равное количество звёзд, выбывающего определяет жребий. В конце остается один игрок, он становится победителем.
1 тур «Сказочный»
Изображены 4 фрагмента сказок. По этим фрагментам игроки должны ответить какой герой имеет право на…
1. «Золотой ключик или приключение Буратино» - право на образование
2. «Айболит» - право на защиту здоровья
3. «Двенадцать месяцев» - право на личную неприкосновенность
4. «Приключение крокодила Гены и его друзей» - право на имя
- право на труд
- право на свободу
Следующие фрагменты:
Основываясь на рисунках, игроки определяют и показывают карточками, в какой сказке говорится о нарушении права:
- на неприкосновенность жилища («Заячья избушка» 1)
- на жизнь («Красная шапочка» 2)
- на отдых («Золушка» 3)
- на свободу («Чипполино» 4)
Подведение итогов
2 тур «Словарный»
Перед детьми написаны юридические термины.
1. ЗАКОН 2. ПРАВОНАРУШЕНИЕ 3. КОНСТИТУЦИЯ 4. ГРАЖДАНИН
Учитель диктует определение, а дети поднимают карточку с номером того термина, которое подходит под данное определение.
ЗАКОН – обязательные для всех правила, принимаются государством, которое следит за их исполнение
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – нарушение закона
КОНСТИТУЦИЯ – основной закон Российской Федерации
ГРАЖДАНИН – человек, который обладает всеми правами и должен выполнять все обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Перед детьми написаны определения, учитель читает юридические термины, игроки выбирают из этих определений то которое подходит под данный термин:
1. Уголовное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний.
2. Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности.
3. Трудовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения.
4. Гражданское право - отрасль права, объединяющая правовые ресурсы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения.
Подведение итогов.
3 тур «Блиц – турнир»
Учитель задает вопрос. На стенде три варианта ответа. Дети поднимают карточку с номером того ответа, который считают правильным
1. Все дети Земли равны
1. По росту
2. В правах
3. По количеству игрушек
2. Заботиться о ребенке должны
1. Родители
2. Государство
3. Учителя
3. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью
1. с 18 лет
2. с 7 лет
3. с 20 лет
4. Может ли ребенок 6-13 лет самостоятельно купить автомобиль
1. да
2. нет
3. может, только с разрешения родителей
5. Ребенок – это человек…
1. Который ходит в школу
2. Не достигший 18 лет
3. Достигший 18 лет
Подведение итогов
4 тур «Паспорт»
Учитель задает вопрос. Перед игроками три варианта ответа. Они поднимают карточку с номером того ответа, который считают правильным.
1) 1.19 2. 21 3. 17
2) 1. 1 2. 3 3. 2
3) 1.9 2. 10 3. 11
4) 1. 40ЛЕТ 2. 45 ЛЕТ 3. 50 ЛЕТ
1. Сколько страниц в паспорте? (19)
2. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (2)
3. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (10)
4. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (45)
(При необходимости проводится дополнительный конкурс. Каждый участник называет 2 любых буквы алфавита (12 букв, из этих букв оставшиеся участники составляют самое длинное слово. Участник, составивший самое длинное слово, получает звезду.)
«Финал»
В финал проходят два игрока. Им дается слово. Из имеющихся в нём букв они составляют много новых слов. На выполнение задания даётся две минуты. Новые слова называют по очереди. Если нет слов, дети отдают одну звезду. У кого из участников не остается ни одной звезды, и нет слов, выбывает.
Слово «ГОСУДАРСТВО»
Можно составить (суд, род, рот, сор, сорт, рост досуг, вор, дар, сто, друг, рог, гора, трос, ворс, ор, рот, сад, друг)
Подведение итого. Определение и награждение победителя.