елена кочеткова
Требования к наглядной информации
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Но не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.
Публикация «Требования к наглядной информации» размещена в разделах
Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны. Но сегодня остановимся на наглядной информации. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован.
Передо мной встал вопрос о разработке системы четких, обоснованных требований к оформлению и подаче стендовой информации в ДОУ.
Первоначально мной были изучены механизмы восприятия и обработки информации человеческим мозгом. Здесь можно выделить несколько ключевых аспектов.
Во-первых, траектория движения глаза по тексту — это то, на чем надо концентрироваться при подаче визуальной информации.
Европейцы все начинают рассматривать любую картинку с левого верхнего угла. Именно там и рекомендуется размещать самую важную, ключевую информацию. Дальше начинается сканирование материала. Соответственно слева направо и сверху — вниз. Как мы привыкли читать. При любой организации информации на листе, нужно ее очень четко визуально структурировать. Например, если даже небольшой объем информации просто выложить ровным слоем — она не будет эффективно восприниматься, ее нужно разбивать, структурировать. Т. е. делать якоря, некие «зацепки», по которым глаз и движется.
Глаз привлекают крупные, яркие объекты. Материал должен включать в себя заголовок, подзаголовки и основной текст. Взгляд движется по таким заголовкам, якорям. Он доходит до первого — оценивает — нужно не нужно, полезно — не полезно. Переходит к следующему. Как только он доходит до нужного, — он идет вглубь. Для того чтобы глаз «зацепился», рекомендуется использовать краткие, ярко оформленные заголовки, состоящие из двух-трех слов. Приветствуется использование различных иллюстраций, элементов оформления, а также фотографий детей детского сада, подобранных согласно содержанию материала.
То, что нужно структурировать — это понятно. Как надо структурировать? Текст необходимо визуально акцентировать. Более яркие, контрастные с фоном объекты, крупные объекты выделяются, гораздо заметнее. Далее, нужно обращать внимание на поля, на пустое место. Это очень важный инструмент. Те, кто с визуальными материалами имел дело мало, обычно про него забывают — не обращают внимания. Но, тем не менее, именно он позволяет делить текст на различные области. Поэтому поля рекомендуется делать достаточно большими и не бояться этого.
Следующий момент — выделение. Часто совершается такая ошибка, когда выделяется очень много информации. Выделение — это контрасты. Это не такое, как все остальное. Поэтому, если вы выделите 50% информации, ваше выделение не имеет смысла — оно не воспримется — только еще больше запутает. Поэтому нужно выделять только ключевые моменты.
Хочется так же остановиться на такой характеристике как удобочитаемость шрифта. Это не только общая оценка пригодности его формы, но и показатель красоты. На удобочитаемость влияют следующие факторы:
• размер шрифтовых знаков (рекомендуется использовать размер не менее 16);
• шрифтовая композиция (длина строки – рекомендуется делать поля не менее 1 см от края листа, интервал между строками должен быть не менее 1,5, форма строк – рекомендовано выравнивание по ширине);
• четкость, ясность шрифта (отношение цвета шрифта к цвету (тону) фона - носителя знаков, фактура, качество выполнения).
Необходимость соблюдения требования удобочитаемости вызвана психофизиологическими особенностями человека, проявляемыми в процессе чтения и осмысления текста. Эстетическое чувство человека редко его обманывает. Зритель, не вдаваясь в тонкости искусства шрифта, всегда отличит красивое от некрасивого, наглядное от неприглядного. В книге "Эстетика искусства шрифта" немецкий художник шрифта Альберт Капр пишет: "Искусство шрифта - это в первую очередь искусство пропорции».
Немало важную роль в подаче наглядной информации играет правильно подобранные цвета, которые условно можно поделить на теплые и холодные. Самые теплые цвета — красный и оранжевый. Они очень агрессивны. Если вы делаете большие площади таких цветов, то очень быстро устают глаза. Холодные цвета — синий, фиолетовый. Они наоборот создают отстраненность какую-то.
Для восприятия именно информации лучше всего нейтральные тона — это белый, в основном.
Очень хороший цвет зеленый. Он абсолютно нейтральный и создает нечто мягкое. Восприятие цвета подсознательно влияет на восприятие информации.
Общие рекомендации следующие - фон должен быть неярким, приглушенным. Буквы должны быть сильно контрастные по отношению к фону. Причем, контрастные не только по оттенку, но и по яркости. Приведу пример, если вы возьмете сочетание коричневого шрифта и малинового фона, то не добьетесь положительного результата. Они вроде бы сильно отличаются, но если вы поставите их рядом, разницы не заметите. Будет какое-то просто грязное пятно.
А теперь остановимся на содержании наглядной информации. Как сделать так, чтобы родители не только прочитали, но и усвоили размещенный Вами материал? Здесь я разработала следующие рекомендации.
1) Материал большого объема необходимо разбивать на несколько страниц. Это связано с особенностью кратковременной памяти. Есть такое правило — 7 плюс, минус 2. Оно относится ко всему, что я до сих пор говорила. Оно о следующем. Кратковременная память человека удерживает до семи объектов. Как только их становится больше — все, усвоение материала затруднено.
2) Обычно, лучше запоминается начало и конец сообщения, чем его середина. Старайтесь размещать значимую информацию в начале листа, а также делайте выводы, подводите итоги в своем сообщении.
3) Материал разнообразный и необычный воспринимается и запоминается лучше.
4) Необходимо чувствовать направления, тенденции современной жизни, запросы родителей, так как лучше усваивается та информация, которая воспринята сознательно.
Подводя итоги можно выделить такие рекомендации:
- Информационные уголки оформлять в едином стиле. Устаревшие планшеты, папки-раскладки заменить стендами необычных форм, подобранных соответственно сюжету оформления группы.
- Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации. Все материалы должны быть основательно прикреплены. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.
- Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами. Материал должен быть кратким; информационно насыщенным; оригинальным, хорошо запоминающимся; и, наконец, просто красивым.
- Стендовая информация должна регулярно обновляться в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.
- Местом для оформления наглядной педагогической информации может служить как групповая раздевальная комната, так и другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры, площадки у кабинета заведующей, медиков, психолога, логопеда и даже участки веранды, стены у входа в детский сад.
Ниже приводится перечень и описание основных информационных уголков (рубрик, которые, безусловно, могут быть дополнены и расширены самими педагогами.
Уголок краткой информации.
Для чтения дома.
Музыкально-поэтический уголок.
Медицинский уголок "О здоровье"
Объявления.
"Благодарим"
"Рады сообщить вам. "
Вести с занятий.
Уголок творчества детей.
Меню.
ОКНО - очень короткие новости.
Фотоуголок настроения.
Режим, сетка занятий.
Выставка: "Сделайте вместе с детьми".
Фотоуголок: "С вашими детьми работают".
"Поздравляем".
Тематика наглядной информации :
«Собираем ребенка в детский сад»
«Малыш в ванной»
«Что делать, если ребенок…»
«Растим мальчиков, растим девочек…» и т. д.