Селезнева Анастасия Вячеславовна
Консультация «Требования к НОД по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Требования к НОД по ФГОС»
С введением ФГОС дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Публикация «Консультация „Требования к НОД по ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Требования к формулировке целей и задач непосредственно образовательной деятельности (НОД) :
направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат образовательной деятельности;
соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;
реальность выполнения поставленной цели в течение всей образовательной деятельности;
представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели образовательной деятельности;
наличие образовательных (ой, развивающих (ей) и воспитательных (ой) задач. Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т. д. ;
четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить). В задаче должен отражаться этап работы с содержанием (познакомить, уточнить, обогатить, систематизировать, обобщить и т. д.).
Непосредственно образовательная деятельность включает три части:
1. Вводная часть:
настрой дошкольников на предстоящую деятельность,
обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности;
организация направленного внимания детей,
мотивация предстоящей деятельности для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему;
установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).
2. Основная часть:
актуализация имеющихся знаний, представлений детей;
создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков;
решение главных задач НОД за счет использования разнообразных приемов и форм работы, использование в работе ИКТ;
создание условий для разнообразной активной деятельности детей.
3. Заключительная часть:
закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети;
подведение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов, с привлечением детей к самооценке (содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).
Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:
подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
Для качественного проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо:
поддерживать интерес детей на протяжении всей НОД;
соблюдать требования здоровьесберегающей педагогики;
обеспечивать реализацию индивидуально-дифференцированного подхода;
активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
создавать условия для развития умений детей взаимодействовать, организовывать общение, направленное на решение познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций;
уделять внимание обучению детей умению слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь (воспитательная задача);
создавать условия для овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, сериация, абстрагирование и т. д., развития психических процессов, творческих способностей, умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливать причинно-следственные связи;
организовывать поиск детьми способов решения; обнаружения закономерностей, причинно-следственных связей; установления зависимостей;
поиск сходства и различия содержания занятия с подобными явлениями, изученными ранее;
направлять усилия выработку понятий; поиск доказательств; выдвижение и проверку гипотезы.
В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать:
проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);
методы, приемы, технологии, и формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. (в зависимости от возраста детей);
сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Советы воспитателям по организации НОД:
Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
Подводите детей к выводам, обобщениям.
Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно, объяснить по-другому.
После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами. При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать. Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите «Почему?». Задайте детям вопросы:
- Что помогло справиться с заданием?
- Чему сегодня научились?
- Что узнали нового?
- Где это пригодится?
Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.
Компетенции педагога дошкольного образования
Воспитатели должны обладать основными компетенциями, необходимыми для работы с детьми дошкольного возраста.
Данные компетенции предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия детей через:
• непосредственное общение с каждым ребенком;
• уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников для совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
• развитие умения детей работать в группе сверстников;
• установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенические процедуры, прием пищи, дневной сон, непосредственной образовательной деятельности и прочие, предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития каждого ребенка, через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
• оценку индивидуального развития детей;
5) Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворённости, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к самосовершенствованию.