Мукаддас Шарифиён
Роль средства массовой информации в формировании толерантности в молодёжной среде в Таджикистане
▼ Скачать + Заказать документы
Всесторонний анализ таджикского законодательства на предмет толерантности показывает, что даже при том, что в Конституции Республики Таджикистан толерантности не посвящена отдельная статья, и она не определена специальным термином, однако почти в каждой ее статье Конституции подчеркивается и особо выделяется ценность свободы каждого человека и его выбора.
Публикация «Роль средства массовой информации в формировании толерантности в молодёжной среде в Таджикистане» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2017
Даже новейшая история Таджикистана показывает толерантность таджикского народа и его миролюбие и терпимость, что подтверждается фактом восстановления мира между противоборствующими сторонами в гражданской войне 1992-1997 годов. В этот период таджикское общество воочию смогло убедиться в том, к чему могут привести политические, национальные, религиозные разногласия и военное противостояние. Гражданская война в стране стала большим уроком для целого поколения, и поэтому все население страны за мир и безопасность.
Среди основных причин, которые приводят к нетерпимости и радикализму в молодежной среде можно назвать безработицу, бедность, несправедливую кадровую политику и другие причины социального характера. К причинам, приводящим к нетерпимости и росту радикализма среди молодежи, можно также отнести снижающуюся грамотность населения и неверное толкование канонов Ислама. Это связано с тем, что больше половины населения Таджикистана составляет молодежь, а при этом в стране менее десятка религиозных учебных заведений, что лишает подрастающее поколение возможности получить глубокие знания о религиях, в том числе об Исламе и она вынуждена обращаться к малограмотным священнослужителям.
Ослабление толерантности в Таджикистане все чаще приводит к непониманию между людьми, непринятию иной точки зрения, другого образа жизни, другой идеологии. В Таджикистане, где большинство составляют мусульмане, всегда уважали и относились с почтением к другим народам, религиям. В стране действовали церкви и синагоги, проводились так называемые дни культуры, и невозможно представить дружелюбный и гостеприимный таджикский народ и его культуру отдельно от других.
И именно отход от жизненно важных, общечеловеческих ценностей, недостаток образования и низкий уровень культуры стали причиной появления нетерпимости в Таджикистане. И еще одно, на наш взгляд глубинные причины интолерантности лежат в нарушении величайшего зороастрийского принципа: «Добрые помыслы, добрые слова и добрые дела», провозглашающего триединство всего сущего, так же как и во всех мировых религиях и в большинстве известных миру культур.
Особенно ярко интолерантность стала проявляться в политической сфере, особенно после распада СССР. И хотя политика - это наука и искусство толерантности, но многим мировым политикам она неведома. У них слова расходятся с поступками, и в результате люди «разошлись» по своим домам и племенам, пропала «великая идея» объединяющая общество.
Рассмотрим роль средств массовой информации в укреплении толерантности и политкорректности в обществе.
Средства массовой информации (СМИ) относятся к одним из наиболее активных средств пропагандистской, воспитательной и информационной деятельности человека. Одной из целей СМИ является управление сознанием и поведением населения, то есть их можно отнести к институтам управления обществом. СМИ являются зеркало жизни, а жизнь всегда такая, какая она есть - поликультурная и многообразная. Поэтому главной задачей СМИ становится организация диалога между многообразными социальными, экономическими и политическими силами, так как равноправный диалог и обсуждение различных проблем способствует формированию толерантной среды в обществе.
Таким образом, можно сказать, что роль СМИ очень велика в деле воспитания толерантности, так как современное общество нуждается в организации диалога различных социальных групп по разным проблемам. Это стимулирует критическое мышление и активизирует поступки и поведение, направленные на формирование терпимости и толерантности в современном обществе.
Эффективность СМИ, как общественного института, в деле формирования установок терпимости и толерантной среды возрастает в связи с тем особым влиянием, которое оказывает на общество современные информационно-коммуникационные технологии интернет, социальные сети и сообщества, количество которых в Таджикистане неуклонно возрастает. Это становится еще одним, признаваемым всеми, фактором независимости СМИ от власти и бизнеса.
При этом особо отметим, что свобода СМИ – это свобода выбора позиции, а независимость СМИ условна, так как традиционно они зависят от множества различных факторов, в том числе экономических и политических. При этом журналисты, стремясь к независимости, не всегда понимают свою ответственность за состояние общества. По нашему убеждению, СМИ должны стать источником способов и методов решения, стоящих перед обществом проблем, в том числе формирования толерантности.
Для этого чтобы СМИ должны организовать и обеспечить массовый диалог между всеми членами общества, так как диалог это важнейший инструмент формирования толерантности.
Таким образом, идея толерантности оптимально укладывается в рамки диалога, что позволяет мирно сосуществовать представителям разных позиций независимо от их культуры, вероисповедания и национальности.
И все-таки, с нашей точки зрения, ответственность за формирование терпимости и толерантного сознания в обществе лежит на образовании, которое должно быть направлено на формирование уважительного отношения к существованию разнообразия культур, ценностей, идей и выработку норм толерантного поведения, отвергающих ксенофобию и экстремизм во всех его проявлениях.
Как нам известно, в таджикском обществе уже достаточно долгое время обсуждаются горячие вопросы: кто мы, откуда и куда идем? Эти поиски национальной идентичности вызывают еще больше вопросов и споров в научных и религиозных кругах, так как требуют незамедлительного решения. В начале 1990-х годов после развала СССР во многих бывших республиках на место коммунистической идеологии пришли идеи, основанные на светских националистических настроениях и опирающиеся на религиозное самосознание и национальное возрождение. Хотя эти попытки заполнить идеологический вакуум только национальным возрождением и отсылками к далеким историческим корням (в нашем случае к арийской цивилизации) некоторые ученые считают не совсем удачной идеей и достаточной для обеспечения независимости и процветания современного государства. В Таджикистане и других странах есть немало примеров, где мирно уживаются и взаимодействуют разные религии, а также светский уклад и государственное устройство с одной стороны и общины верующих, - с другой. Дискуссии по проблемам толерантности и терпимости в современном таджикском обществе могут быть полезны и сыграть добрую роль в поиске согласия и точек соприкосновения в процессе возрождения национальной идентичности. При этом именно национальные идентичность на основе общечеловеческих ценностей с учетом религиозных устоев могут стать основными точками опоры и столбами государственности. А важнейшими условиями прочности, стабильности и процветания такого государства является толерантность, терпимость и уважение к чужой точке зрения, праву на иное мнение, что в итоге будет способствовать поиску общих точек соприкосновения и диалога.
Феномен толерантности признает в качестве важнейшего приоритета принцип «многообразие в целях развития», но в свою очередь, разнообразие убеждений взглядов и точек зрения не должно нарушать законы, не должно противоречить национальным интересам и не должно выходить за рамки общечеловеческой морали и нравственных норм.
Следовательно, формирование толерантного сознания, терпимости подрастающего поколения требует совершенствования существующей системы образования и в первую очередь содержания образования и его технологий, которые обеспечат эффективное формирование толерантности и гражданственности. При этом толерантность и гражданственность необходимо рассматривать целостно, во взаимосвязи, как совокупность культурно-исторических, духовно-нравственных компетенций личности. Это позволит детям и молодежи глубже осознать чувство национальной гордости, научит их критическому и самостоятельному мышлению и позволит в перспективе реализовать себя в жизни в условиях плюрализма и глобализации.