Лучший педагог года

Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка

Бойцова Людмила Ивановна
Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные усилия для вхождения маленького человека в большой мир.

Публикация «Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка» размещена в разделах

В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием- образованием человека. Главную роль в этом процессе играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир – они и несут ответственность за то, каким он станет.

Основная цель системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений, создание условий для взаимодействия, доверия и общности интересов. В соответствии с ФГОС ДО педагоги должны обеспечить профессиональную поддержку семье и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования детей.

Основные требования ФГОС к реализации образовательной программы отражают необходимость внедрения в работу ДОУ различных традиционных форм взаимодействия с семьей, среди которых основными являются:

-психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

-вовлечение родителей в педагогический процесс;

В настоящее время одновременно с традиционными формами особую актуальность приобретают инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В любую эпоху традиции переделывали, переосмысливали и применяли к своим целям, сохранялось лишь то, что соответствовало укладу и культуре общества в данный период, т. е. некоторые элементы старой традиционной системы выживали, приспосабливались к новым обстоятельствам, изменяя свои функции или входя в новую систему в качестве элементов. Нельзя говорить о традициях как о чем- то неизменном, на самом деле идет непрерывный процесс изменения и преобразования одних традиций и отмирание других, превращение некоторых инноваций в традиции. В этом и состоит основная логика взаимодействия традиций и инноваций. Таким образом, понятия «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Инновации характеризуют механизм традиции, показывая, что традиции могут видоизменяться (трансформироваться). Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция.

Традиционные формы работы с семьей в настоящее время рассматриваются как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиции и инновации, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как сугубо устойчивые и неизменные, в действительности существуют бок о бок с современными формами работы, начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь при этом по существу, выступая в качестве проводника современности и некогда традиционных подходах.

Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать.

Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствует еще и укреплению здоровья, развивает память и речь детей. Родные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. В дошкольном учреждении создаются все условия, чтобы ребенок обладал всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные преобразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.

Успешность музыкально развития детей, посещающих ДОУ, в большой степени зависит и от того, какая атмосфера создана родителями в семье. Имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с формированием у детей этого базового объема знаний, умений и навыков в области музыкальной деятельности, который необходим ребенку и с которым он пойдет в школу. Педагоги детского сада должны работать в тесном единстве с семьей. Успех и результат сотрудничества зависит от интуиции, инициативы и творческого начала не только коллектива педагогов, но и коллектива родителей, которые готовы прислушиваться, довериться и двигаться в одном направлении с нами.

Задача педагогов помочь родителям владеть более расширенной информацией используя инновационные формы работы не нарушая традиции. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Что интересного мы можем предложить нашим родителям для комфортного и радостного проживания дошкольного детства их детьми не нарушая традиции, но при этом использовать современные инновационные интерактивные формы работы. И не только предложить, но и вовлечь мам и пап в процесс музыкального развития ребенка.

Работая музыкальным руководителем в ДОУ, хочу поделиться некоторыми инновационными формами взаимодействия с родителями воспитанников.

1. Совершенно новый потенциал для взаимодействия с родителями и педагогами несёт в себе создание сайта детского сада. Сайт разработан и функционирует, как источник познавательной, аналитической, наглядной и просветительной информации. Сайт имеет понятный рядовому пользователю интерфейс. Простое и наглядное меню навигации обеспечивает свободное перемещение по всем разделам и музыкальным страницам сайта. Сайт рассчитан на широкую аудиторию посетителей.

2. Новой формой работы с родителями ДОУ стало создание сайта группы с музыкальным руководителем. На сайте, с целью выявления заинтересованности родителей в музыкальном воспитании их детей, в начале учебного года и в конце предлагаю родителям ознакомительное анкетирование. Данный метод помогает более быстро и локально выстроить свою работу с родителями и детьми. Анкетирование (в начале учебного года) с целью выявления интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. В конце года, с целью выявления удовлетворённости воспитательно-образовательным процессом, их потребностей и пожеланий.

На сайте группы родители получают: полезные советы на интересующие вопросы по развитию музыкальности ребенка, по личному запросу знакомятся с результатами диагностического обследования своего ребенка, с индивидуальным маршрутом сопровождения одаренного ребенка по музыкально-художественной деятельности.

На сайте систематически обновляется папка-копилка «Музыкальный репертуар в группе» в соответствии с проектной деятельностью во всех возрастных группах. Не исключаются и личные встречи и беседы для обсуждения вопросов, касающиеся музыкальной жизни ребенка в детском саду. Это позволяет в дальнейшем грамотно спланировать взаимодействие с родителями.

3. Для более эффективного взаимодействия с родителями на родительских собраниях выступаю с тематическими презентациями, которые разработаны в программе PowerPoint. Программа помогает легко и быстро создать яркие, наглядные презентации, которые включают в себя оформленные таблицами, картинками, чертежами и т. д. Нетрадиционная методика подачи информации повышает интерес к вопросам развития детей в музыкальной деятельности, а так же активизирует родителей на решение проблем в музыкальном воспитании.

4. Достаточно распространенной формой, которая даёт возможность познакомить родителей с музыкально-образовательным процессом, особенностями музыкального развития, является день открытых дверей. Я могу показать родителям открытые занятия, охватывая все виды музыкальной деятельности, могу провести беседу, а можно, благодаря ИТК, показать всё это в форме рекламного видеоролика или тематической презентации.

5. Для эффективности взаимодействия с семьёй из инновационных форм использую :

- на сайте группы папки – передвижки «Музыкальная шкатулка» для каждой возрастной группы с информационным материалом о музыкальном воспитании в семье. Материал публикуется на разные музыкальные темы и ежемесячно обновляются. Этот же материал можно найти и в печатном варианте в музыкальном уголке группы.

- мастер-классы для родителей по видам музыкальной деятельности : пение, движение, слушание, приёмы игры на детских музыкальных инструментах. Это позволяет родителям приобрести правильные навыки подачи музыкального материала дома с детьми.

- знакомство с музыкальными профессиями родителей (концертные выступления родителей-музыкантов, хореографов, вокалистов, пианистов);

- на сайте группы размещаю фото-выставки праздников, спектаклей, квестов, развлечений и занятий;

- ведение блога или странички специалиста «Специалист рекомендует» на сайте ДОУ;

- «Почтовый ящик доверия музыкального руководителя», куда родители помещают интересующие их вопросы и предложения, дать советы или делятся с родителями информацией или предложениями.

Степень вовлечения родителей может быть весьма разнообразной - это зависит во многом от их желания и возможностей. Благодаря инновационным формам сотрудничества с семьёй, родители нашего ДОУ на протяжении всего учебного года с желанием участвуют в совместной музыкальной деятельности : праздниках, развлечениях, вечерах, квестах, проектах и театральной деятельности. «Неделя театра», которая проходит ежегодно в ДОУ, на 100% позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс. Дети совместно с родителями показывают спектакли, театрализованные представления, мини-сценки, миниатюры, которые доставляют большое удовольствие всем: участникам, зрителям и гостям. Родители изготавливают театрализованные костюмы для себя и детей, оказывают активную помощь в создание декораций к спектаклям, помогают в создание инновационной музыкально-развивающей среды и эстетическом оформлении зала.

Такое участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса, поможет детям лучше усваивать музыкальный материал, а взрослым поможет осознать важность всей этой работы. Только в том случае, если родители станут помощниками, союзниками детского сада в их очень непростой работе, осознав ее важность, возможен хороший результат. И чем разнообразнее музыкальная деятельность, тем интересней участвовать в ней детям и родителям!

Вспоминая и учитывая в работе давно забытые традиции, мы открываем все новые и новые формы взаимодействия с родителями, которые и помогают нам достигать высоких результатов в воспитании наших детей.

Список используемой литературы:

1. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М. : Просвещение, 2006.

2. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.

3. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М. : Творческий центр, 2010.

4. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. Сфера. 2008. №6.

5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М. : Просвещение, 1998г.

6. ФГОС дошкольного образования

7. Абалуев Р. Н., Астафьева Н. Г. Интернет-технологии в образовании // Учебно – методическое пособие- Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012.-114с.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 19:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Бойцова Людмила Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД