Марина Викторовна Алимова
Точки соприкосновения ДОУ и школы в рамках федерального государственного образовательного стандарта
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»
Данные слова принадлежат доктору психологических наук Леониду Абрамовичу Венгер.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
3 слайд
Публикация «Точки соприкосновения ДОУ и школы в рамках федерального государственного образовательного стандарта» размещена в разделах
Согласно ФГОС преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования : целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Процесс преемственности рассматривается с 2-х сторон
- На дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения
- Школа как приемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал
4 слайд
Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребёнок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребёнку». Они указывают на то, что родители, воспитатели и учителя должны знать, что успешная адаптация к школьной жизни гораздо важнее, чем читать и считать. Ребёнку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в Стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Следовательно, задача ФГОС – учить детей учиться самостоятельно
5 слайд
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Итак, мы с вами знаем, что целевые ориентиры предполагают формирование не ЗУН, а предпосылок УУД, в отличие от школы, формирующей УУД.
Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
6 слайд
Основные отличия личностно-ориентированного образования от традиционной дидактической системы
Общественные интересы ставятся выше личных
Центральной фигурой образовательного процесса выступает педагог, являясь основным источниками знания и контролирующим субъектом познания
Обучение: преподавание + научение: воспитатель передает знания детям, а они их усваивают и воспринимают
Признается высшая самоценность личности ребенка
В центре образовательного процесса – ребенок
Обучение: совместная деятельность ребенка и педагога, направленная на самореализацию воспитанника и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. «Освоение» вместо «усвоение» и «обучение» Роль педагога – организация образовательной среды, в которой ребенок самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения
7 слайд
Было проведено ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЕ
«Что ждут от Образовательной системы?» Воспитатели, учителя и родители
Воспитатели
- Обеспечение безопасности;
- от родителей более толерантного отношения к педагогу ДОО;
- снижение документооборота;
- больше доступных образовательных программ;
- ни читать, ни писать в д/с не нужно. Для этого есть школа;
- готовить к школе нужно, но акцент делать на формировании ВПФ;
- ПК: есть желание, готовы учиться.
Учителя
- Хотят послушного, подготовленного ребенка, который пришел в 1 класс с умением читать, писать печатными буквами, умеет считать до 5 или 10;
- идеального ребенка!
- главное – подготовленного к школьному обучению!
Родители
- За раннее и ускоренное развитие (кружки с 3-х лет, перегружен занятиями, на игру нет времени). Это ведет к неврозу!
- Образование должно лежать на обществе, государстве (мы родили – вы воспитывайте). Главное – сохранить здоровье (чтобы не болел);
- Помимо образовательной программы развивать в других областях (лепка, танцы, рисование и пр.)
Мнения как вы видите довольно разные.
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
8 слайд
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений
Так в нашем ДОУ ведется работа по созданию условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.
9 слайд
Формы работы с детьми по осуществлению преемственности
10 слайд
Формы работы с педагогами по осуществлению преемственности
11 слайд
Формы работы с родителями по осуществлению преемственности
12 слайд
Формы работы с детьми по осуществлению преемственности, которые были проведены в 2013 – 2014 уч. году.
13 слайд
Основными задачами сотрудничества между детским садом и школой являются :
- Единство взглядов;
- Общие цели и задачи;
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Создание условий.
14 слайд
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
15 слайд
- Занятия с учителем-логопедом (индивидуальные)
16 слайд
- Кружок «Юный эрудит»
17 слайд
- Коррекционно-развивающие занятия
18 слайд
Таким образом, что же мы хотим сформировать у наших дошкольников?
Ожидаемые результаты
- расширение знаний детей о мире школьников;
- зарождение чувства доверия к школе;
- пробуждение интереса к разным сторонам школьной жизни;
- проявление желания прийти в школу еще раз, возникновение эмоционального положительного отношения к школе;
- желание учиться в школе;
- новый уровень самосознания;
- знакомство со школьными правилами;
- желание найти новых друзей;
- чувство радости от общения с учителем!
19 слайд
Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.
Портрет выпускника ДОУ
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Портрет выпускника начальной школы
Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
21 слайд
Сравнивая модели выпускника ДОО и начальной школы, мы приходим к выводу, что педагоги детского сада и учителя начальной школы способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности, обеспечивая тем самым преемственность.
Однако, на мой взгляд, проблема преемственности существует, и решена она может быть только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
А это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.
22 слайд
В заключение хочется прочесть следующие строки:
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, неспешно!
Дайте дождичком умыться,
Дайте, как цветку напиться.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите!
Зря за шалость не браните
Ни учитель, ни родитель!
Дайте детству наиграться,
Наскакаться, насмеяться!