Юлия Козловская
Типы неправильного влияния — жестокое обращение с ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
Типы неправильного влияния – жестокое обращение с ребёнком
К сожалению, сегодня актуальным стал вопрос о неправильном влиянии родителей на детей. Под неправильным влиянием подразумевается жестокое обращение с ребёнком.
Любой вид жестокого обращения наносит ребёнку травму. А травма – это пережитое событие, которое оказывает негативное психологическое влияние на развитие ребёнка.
К типам неправильного обращения с ребёнком относятся :
• Детская заброшенность.
• Плохое физическое отношение к ребёнку.
Публикация «Типы неправильного влияния — жестокое обращение с ребёнком» размещена в разделах
• Плохое психологическое отношение к ребёнку.
• Сексуальная жестокость.
Одни формы плохого обращения с ребёнком являются открытыми, а другие более скрытыми и изощрёнными, последствия которых проявляются спустя долгое время. Например, психологическое безразличие к успехам ребёнка.
Плохое обращение – это такое поведение в отношении другого человека, которое, выходит за рамки норм общественного поведения и влечёт за собой риск причинения физического или эмоционального вреда.
В реальной жизни различные формы жестокого, плохого обращения нередко сосуществуют. Нужно понимать, то, что в одном возрасте жестоко, в другом возрасте таковым не является. Например, если родители оставляют ребёнка раннего и младшего возраста одного дома – это жестокое обращение, приносящее ребёнку психологическую травму, в подростковом возрасте – это норма обращения с ребёнком, т. к. подростки сами жаждут побыть в одиночестве.
Плохое физическое обращение, физическое насилие отличается по степени тяжести от других форм плохого обращения с ребёнком. Чаще всего физическое насилие изменяется в зависимости от возраста. Дети 7 лет и младше составляют самую большую группу по численности – 51%, 26% - дети 3 лет и младше, 20% - подростки.
Более жестокому обращению подвержены трудные дети с особыми потребностями:
• дети с ускоренным развитием;
• дети с задержкой психического развития;
• дети-инвалиды;
• дети с проблемами в поведении и общении.
То есть все те, кому в первую очередь необходима наша помощь и поддержка, подвергаются плохому обращению.
Папа и мама для ребёнка являются солнцем и луной. Например, в ситуации развода мир ребёнка рушится, он живёт с такими мыслями "Я виноват", "Я плохой". В результате он начинает быть идеальным, чтобы исправить семейную ситуацию, чтобы вернуть на прежнее место солнце или луну. Мама думает, что такое поведение является положительным результатом развода "Давно нужно было расстаться…". К сожалению, это только мамина иллюзия, для детей – это ничто иное как защитный механизм "Я буду хорошим, меня не будут ругать, папа вернётся…".
При физическом насилии:
• Дети младшего возраста особенно отстают в развитии речи. При переходе в среднюю возрастную группу, дети начинают отставать по уровню развития не только речевых, но и математических навыков на 2 года.
• В подростковом возрасте эмоциональные и поведенческие проблемы усиливаются, наблюдаются невысокие достижения и отставания в учёбе.
• Особенно страдает эмоциональное развитие, формируются избегающие привязанности, когда дети, испытывая стресс, воздерживаются от привлечения к себе внимания взрослых, проявляют апатию и безразличие к происходящему. Именно такое поведение снижает риск родительского гнева. В данном случае потребности детей в безопасности и утешении остаются неудовлетворёнными, их дальнейшее развитие очень страдает, не происходит нормального развития чувства Я и осознание своей индивидуальности. В норме у ребёнка потребность в безопасности и утешении проявляется способностью говорить об эмоциях и внутренних состояниях, при физическом насилии у детей бедный лексикон, они не могут передать словами своё внутреннее состояние.
Часто ли ваши дети открыто, свободно, с чувством рассказывают Вам о происходящем с ними в детском саду или школе? Да, это здорово, у вашего ребёнка потребность в безопасности в норме! Нет, подумайте, что Вы сделали для того, чтобы ребёнок "закрылся"?.
• Долговременное последствие плохого физического обращения приводит к неспособности детей регулировать свои эмоции, а также распознавать чувства и эмоции других. В общении таких детей можно распознать по следующим признакам: "комок в горле", слёзы в глазах, апатия. У мальчиков наблюдается агрессия и неповиновение, у девочек – депрессия (долговременная ситуация лишения) и низкая самооценка. У тех, и у других – нереалистично завышенная самооценка личности. Например, ребёнка бьют дома, у него возникает чувство незащищённости, как следствие реакция в школе: "Я самый сильный…".
• Нужно помнить, что именно депрессия может вызывать суицидальный умысел. Чем выше изолированность, тем выше депрессивность. Депрессивный тип характерен для людей, которые подвергались плохому физическому обращению до 11 лет.
• Модель воспитания ребёнка переносится, к сожалению, во взрослую семейную жизнь.
• Наблюдается отсутствие навыков решения межличностных проблем. Испытавшие жестокое обращение, дети полагают, что другие замышляют против них что-то плохое, а потому заслуживают такое же отношение. У детей не сформировано доверие. Даже в ситуации влюблённости они используют унижение и подавление.
Портрет жестокого родителя
Среди жестоких родителей одинаковое количество мужчин и женщин, причём о мужской жестокости известно случаев меньше.
• Статистически часто у таких родителей первый ребёнок рождён до 19 лет.
• Для них характерен высокий уровень жизненного стресса при низком экономическом уровне.
• Часто они чрезвычайно тревожны и гневливы, обладают низкой стрессоустойчивостью, сосредоточенностью.
• Очень низко осведомлены о выполнении родительских функций, о развитии ребёнка.
Например, ребёнок-дошкольник разрисовал обои в комнате, непросвещённая мама подумает, что он балуется, хулиганит, делает на зло. Естественно малыш будет за такое действие наказан, просвещенная мама вспомнит, что данный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей и вместе с ребёнком порадуется его произведению искусства. Жестокие родители склоны к искажениям в своих мыслях о детях, поэтому приписывают им намерение "насолить", или внутренних отрицательных черт: "Она подлиза", "Вся в отца" и т. д. Родитель, воспринимающий поведение ребёнка как злонамерение, с одной стороны ещё больше расстраивается, с другой стороны находит оправдание своим неправильным плохим действиям.
Следующий тип неправильного обращения с ребёнком - детская заброшенность.
Заброшенность является самой распространённой формой плохого обращения с детьми – 49%. Этот вид неправильного влияния на развитие ребёнка можно определить как недостаток обеспечения ухода за детьми, является результатом скорее отсутствия действий, чем их совершение, поэтому его трудно выявить, результат заброшенности – увечья, случайные смерти ит. д.
Заброшенность – это пренебрежение нуждами ребёнка, отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Индикаторы заброшенности:
• У детей до 2 лет остановка в весе, которая проявляется задержкой роста.
• Умственное развитие заброшенного ребёнка страдает больше, чем при других формах, т. к. родители не проявляют интереса к успехам ребёнка. Дефицит к развитию сохраняется очень долго, как результат появляется низкий уровень развития базовых навыков, хромают речь, счёт, чтение, такие дети более отвлекаемы, имеют низкую самооценку и хуже всех справляются со стрессом.
• В подростковом возрасте у таких детей отсутствует инициатива, они чаще других используют психоактивные вещества. Всё это формы ухода от сложившейся жизненной ситуации.
• Эмоциональное развитие заброшенных детей также сильно страдает. Главное последствие, которое обнаружено, например, у детей с остановкой в весе – несформированная привязанность. В раннем возрасте, когда ребёнок начинает ходить, он нуждается в поддержке со стороны родителей, если физической поддержки нет либо в ней часто отказывают, проявляется реакция – гнев и страх, формируется пассивное разочарование.
• В отношениях с матерями заброшенные дети не чувствуют себя в безопасности и воспринимают их как ненадёжных и недоступных, относятся к ним пассивно. Такие отношения носят амбивалентный характер: жажда контакта с одной стороны, гнев, вызванный фрустрацией, с другой.
• Пассивность в отношениях с матерью распространяется на межличностные отношения, таким детям часто не достаёт настойчивости, они склонны к проявлению негативного аффекта, зависимы от воспитателей и учителей.
• У заброшенных детей часто проявляется агрессия, сочетающаяся с пассивностью и уклонение от контактов, они занимаются самоедством.
• Заброшенность проявляется, например, в покусывании щёк, губ, отказе от пищи и т. д.
Портрет равнодушного родителя
• Матери, невнимательные к своим детям, отличаются юным возрастом, одиночеством.
• Психологический портрет отличается от физически жестоких родителей : это равнодушные родители, находящиеся в более сильном глобальном дистрессе (длительное затяжное состояние, которое иногда является причиной различных психиатрических симптомов).
• Если родители агрессоры имеют импульсивный характер: они то агрессивны, то мучаются чувством вины, то равнодушные родители хронически неадекватны, у них большое количество неудач, неудовлетворённых потребностей, они остро чувствуют своё одиночество, у них почти нет друзей, это приводит к замыканию в себе и психическому отклонению от тягот жизни.
• Равнодушная мама негативно относится и к окружающим людям, склонна впадать в уныние, многие из них сами страдали от плохого обращения, поэтому в защитных целях они блокируют осознание страдания своего ребёнка так же, как когда-то они приучили себя к своему несчастливому детству.
Плохое психологическое отношение к ребёнку
При такой форме плохого обращения с ребёнком все действия или бездействия оцениваются как психологически вредные и ведут к немедленному или отсроченному нарушению поведенческих, когнитивных, аффективных или телесных функций ребёнка. Это любые сообщения ребёнку о его никчёмности и неадекватности, о том, что он не любим, представляет собой лишь малую ценность в жизни родителей.
Виды плохого психологического отношения к ребёнку :
• Отвержение ребёнка : критика, недоброжелательные высказывания, унижения, публичные оскорбления и т. д.
• Терроризирование, запугивание, причинение насилия близким людям или самому ребёнку.
• Изоляция, запрет на общение за пределами семьи.
• Склонение к дурному поведению: попрошайничеству, бродяжничеству и т. д.
• Эксплуатация: использование ребёнка в качестве слуги или удовлетворения эмоциональных потребностей (сам не сделал, не добился, ребёнок сделает, добьется).
• Завышенные требования в отношении ребёнка.
• Сравнивание своего ребёнка с другими.
• Все виды принудительного общения.
К сожалению, любой симптом ребёнка условно выгоден семье по той или иной причине, именно это и называется созависимостью. Чаще всего это связано с неудовлетворённостью супругов, конфликтами, фальшью, непониманием особенностей развития детей, психологической и педагогической безграмотностью, несовместимостью стилей воспитания родителей, а детские симптомы позволяют родителям сблизится, даже на фоне конфликта. Мы обязаны помнить, что только тогда, когда человек гармоничен, целостен, удовлетворён, его жизнь будет счастливой, красивой, доброй.
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребёнка нужно не просто любить, его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Ваня клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Никита из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине, нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут призывать ребёнка к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Способы открыть ребёнку свою любовь
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.