Елена Кузовкина
Конспект НОД «Экосистема. Типы экологических взаимоотношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интегрируемые области: социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: сформировать представление об экосистеме как сложном сообществе живых организмов и факторах окружающей среды.
Задачи:
образовательные: ввести понятие экосистема, условия – факторы живой природы, условия неживой природы, типы экологических взаимоотношений. Сформировать представление об экосистеме как сложном сообществе.
Публикация «Конспект НОД „Экосистема, Типы экологических взаимоотношений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
развивающие: создать условия для развития внимания, памяти, мышления. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать умение самостоятельно высказывать своё мнение, суждение, приводить примеры.
воспитательные: воспитывать умение работать в группе, прививать интерес и любознательность к познанию природы.
Методы:
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
- Наглядный
- Практический
Формы работы:
- Фронтальная
- Индивидуальная
Материалы: магнитная доска, рисунок соснового леса, рисунок животных и растений на магнитах, стрелочки на магнитах, альбомы и карандаши.
Ход НОД
Организационный момент
-Ребята, посмотрите, что я вам принесла.
(на магнитную доску вывешивается большой лист с изображением соснового бора)
-Вы готовы совершить путешествие? Тогда немедленно отправляемся.
Введение в тему. Проблемная ситуация.
-А куда же мы отправимся в путешествие?
-Что изображено на картине? (лес, сосны, сосновый лес)
-Кто в этом лесу живёт? (звери, животные, птицы, деревья)
Работа над новым материалом с элементами повторения.
-Лес любой сосновый, берёзовый, луг, поле, огород можно назвать экосистемой.
Экосистема – это дом
Организмов много в нём.
Вызывает интерес
Экосистема – сосновый лес.
Живут здесь вместе без стесненья
Грибы, животные, растенья.
-Каких животных леса вы знаете? (обсуждение, прикрепляются картинки с изображением животных)
-А какие растения здесь могут расти? (обсуждение, прикрепляются картинки с изображением растений)
- А грибы здесь могут расти? (обсуждение, прикрепляются картинки с изображением грибов)
-Как вы думаете, почему здесь так много растений и животных? (принимаются все варианты ответов)
-Здесь много света, хороший воздух, есть вода, почва.
Достаточно в лесу света, воздуха, воды –
Отличные условия для окружающей среды.
-Условия окружающей среды, ребята, по – другому называются факторы, факторы живой природы и факторы неживой природы. А чем живая природа отличается от неживой?
-Вы всё правильно сказали.
Организм в лесу каждый
Делом занят очень важным:
Дышит, выделяет, питается,
Да ещё и размножается.
-давайте посмотрим вот на этот красивый цветок, вы узнали его, ребята? Это ландыш, а правильное его название – ландыш майский. (изображение ландыша вывешивается на доску)
-Давайте придумаем, что нужно, чтобы ландыш рос, цвёл, жил в лесу? Какие факторы – условия неживой природы для него важны?
(выслушиваются ответы всех детей, на доску вывешиваются стрелочки с названиями факторов неживой природы: свет, вода, воздух, почва.)
- Как вы думаете, живая природа влияет на ландыш?
(надо задать несколько наводящих вопросов: ландыш любит тень – где му лучше расти? – под деревьями; у него красивые с араматом цветки – кто прилетит? –насекомые; животное может пробежать – что случиться? – может сломать; грибы вредные поселятся – что случиться? – заболеет ландыш.)
(на доску с другой стороны вывешиваются стрелочки с названиями факторов живой природы: растения, животные, грибы)
Всё в лесу имеет значение
Поэтому необходимо приспособление.
-Кто знает как ландыш приспособился? Почему он называется майским?
-Цветёт в мае, пока нет высокой травы, а ягоды у него, ядовитые, птицы их не клюют, звери не едят.
-Остался ещё один фактор.
И не бог, и не царь, но всё же
Повлияет на лес он тоже.
В лесу пожар устоить может.
И лесу никто не поможет.
Может выпилить всю древесину:
И сосну, и берёзу, и даже осину.
Без дома животных оставить,
Скитаться бедных заставит.
А может бурелом убрать,
Ягоды для птиц собирать,
Муравейники огородить,
Синичкам домики смастерить.
Этот фактор много лет
Называют…. Человек.
-Как человек может навредить ландышу? действительно, человек его может сорвать. А может помочь? Правильно, не рвать и другим не давать. Вот видите, как в лесу всё связано, как всё зависит друг от друга. Эта зависимость называется экологические взаимоотношения. А, хотите посмотреть на некоторые из них?
Мы сегодня вместе с вами
На экскурсию пойдём.
В лес красивый с чудесами
Мы сегодня попадём.
В этом месте интересном
Мы узнаем, как живут
Жители в лесу чудесном,
Как они себя ведут.
Физкультминутка
«Поход в лес»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До опушки добежим.
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём,
Дальше в лес пешком пойдём.
- Тихо! Тихо! Не шумите.
-Лучше дружно вы смотрите.
(Начинается игра)
Воспитатель:
А вот и первые жители! (на поляну выбегает заяц)
Заяц:
Ой – ой – ой! Ай – ай – ай!
Тут смотри, не зевай!
Гонится за мной лиса
Чуть не укусила за…
(потирает чуть ниже спины)
Трудно зайцам, трудно мышкам,
И оленям, и лосям.
Все в лесу мы жертвы.
Где ж укрыться нам?
Вот, слышите, идёт лиса.
Не глядели бы глаза.
(убегает в сторонку и ложится спать)
Лиса: Потеряла зайца след,
Вот пропал теперь обед.
Буду вечер голодать,
Что ж ложиться надо спать.
Честно вам сказать могу:
Трудно хищникам в лесу,
Если жертву упустить,
В зубы крепко не схватил,
Будешь ты сидеть голодный,
Выть от злости на луну, как волк.
(ложится под куст)
Воспитатель:
Тихо! Тихо! Пусть поспят!
День у них был трудный.
Заяц – жертва целый день, бегал от лисы.
А лиса – хищница, весь день егодогоняла.
- А что здесь, ребята, вы узнали? (это берёзка и подберёзовик)
Берёзка:
Долго я в лесу живу,
Место я своё люблю.
К солнышку свои листочки
Высоко я подниму.
Только жаль, что в этом месте
В почве на опушке
Нужных мне веществ так мало.
Только хуже б мне не стало.
Вот стоит красивый гриб,
И к работе он привык:
Из земли своей грибницей
Вещества качает он.
Может, сможет поделиться.
Подберёзовик, поклон,
Шлёт тебе берёзка.
Ты, дружочек, не скупись,
Веществами поделись.
А, тебе в обмен, дружок,
Буду отдавать я сок.
Гриб:
Я, берёзонька, согласен
На такой простой обмен.
Буду я не просто славный,
Буду я как супермен.
Будем мы с тобой дружить,
Дружбой будем дорожить.
Куда ты, туда и я,
Вот такая вот семья!
Помогать друг другу будем,
Будет всё у нас всерьёз.
Эту помощь называют
Научным словом – симбиоз.
(берутся за руки и отходят в сторону)
Воспитатель: Какая хорошая пара! Правда, ребята? Помогают друг другу, заботятся. А, что это за шум? Слышите? (на поляну выбегает усталый волк, за ним бежит блоха)
Волк:
Как же я устал с утра,
Исцарапал все бока.
Как репей ко мне пристала
И всего ведь искусала
(блоха смеётся)
Что смеёшься ты, блоха,
Всё ха – ха, да ха – ха – ха!
Перестала бы кусаться,
Ерундою заниматься.
Блоха:
Слушать тошно мне тебя,
Ведь на то я и блоха.
А кусаюсь я не зря,
Это пища, ведь моя.
Мой и завтрак и обед
На неделю, на сто лет.
Ты хозяин теперь мой
Я теперь везде с тобой.
Я – блоха, я – паразит!
(отходят в сторону)
Воспитатель:
Вот такая жизнь в лесу.
Вспомним зайца и лису.
(выходят заяц и лиса)
Как назвать на эту пару
(хищник – жертва)
(выбегают берёзка и гриб)
У грибочков и берёз
Отношенья -… симбиоз.
(выходит волк и блоха)
Волк, блоха на нём сидит
Он -…. Хозяин, она - …. Паразит.
(проведено первичное закрепление)
Рефлексия.
- сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать, какие отношения вам больше всего запомнились, понравились. Если у кого – то возникли вопросы, поднимите руку. В уголочке есть человечек, нарисуйте ему улыбку, если вам сегодня понравилось.