Приложение МААМ

Конспект НОД «Экосистема. Типы экологических взаимоотношений»

Елена Кузовкина
Конспект НОД «Экосистема. Типы экологических взаимоотношений»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область «Познавательное развитие»

Интегрируемые области: социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: сформировать представление об экосистеме как сложном сообществе живых организмов и факторах окружающей среды.

Задачи:

образовательные: ввести понятие экосистема, условия – факторы живой природы, условия неживой природы, типы экологических взаимоотношений. Сформировать представление об экосистеме как сложном сообществе.

Публикация «Конспект НОД „Экосистема, Типы экологических взаимоотношений“» размещена в разделах

развивающие: создать условия для развития внимания, памяти, мышления. Развивать умение анализировать, сравнивать. Развивать умение самостоятельно высказывать своё мнение, суждение, приводить примеры.

воспитательные: воспитывать умение работать в группе, прививать интерес и любознательность к познанию природы.

Методы:

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

- Наглядный

- Практический

Формы работы:

- Фронтальная

- Индивидуальная

Материалы: магнитная доска, рисунок соснового леса, рисунок животных и растений на магнитах, стрелочки на магнитах, альбомы и карандаши.

Ход НОД

Организационный момент

-Ребята, посмотрите, что я вам принесла.

(на магнитную доску вывешивается большой лист с изображением соснового бора)

-Вы готовы совершить путешествие? Тогда немедленно отправляемся.

Введение в тему. Проблемная ситуация.

-А куда же мы отправимся в путешествие?

-Что изображено на картине? (лес, сосны, сосновый лес)

-Кто в этом лесу живёт? (звери, животные, птицы, деревья)

Работа над новым материалом с элементами повторения.

-Лес любой сосновый, берёзовый, луг, поле, огород можно назвать экосистемой.

Экосистема – это дом

Организмов много в нём.

Вызывает интерес

Экосистема – сосновый лес.

Живут здесь вместе без стесненья

Грибы, животные, растенья.

-Каких животных леса вы знаете? (обсуждение, прикрепляются картинки с изображением животных)

-А какие растения здесь могут расти? (обсуждение, прикрепляются картинки с изображением растений)

- А грибы здесь могут расти? (обсуждение, прикрепляются картинки с изображением грибов)

-Как вы думаете, почему здесь так много растений и животных? (принимаются все варианты ответов)

-Здесь много света, хороший воздух, есть вода, почва.

Достаточно в лесу света, воздуха, воды –

Отличные условия для окружающей среды.

-Условия окружающей среды, ребята, по – другому называются факторы, факторы живой природы и факторы неживой природы. А чем живая природа отличается от неживой?

-Вы всё правильно сказали.

Организм в лесу каждый

Делом занят очень важным:

Дышит, выделяет, питается,

Да ещё и размножается.

-давайте посмотрим вот на этот красивый цветок, вы узнали его, ребята? Это ландыш, а правильное его название – ландыш майский. (изображение ландыша вывешивается на доску)

-Давайте придумаем, что нужно, чтобы ландыш рос, цвёл, жил в лесу? Какие факторы – условия неживой природы для него важны?

(выслушиваются ответы всех детей, на доску вывешиваются стрелочки с названиями факторов неживой природы: свет, вода, воздух, почва.)

- Как вы думаете, живая природа влияет на ландыш?

(надо задать несколько наводящих вопросов: ландыш любит тень – где му лучше расти? – под деревьями; у него красивые с араматом цветки – кто прилетит? –насекомые; животное может пробежать – что случиться? – может сломать; грибы вредные поселятся – что случиться? – заболеет ландыш.)

(на доску с другой стороны вывешиваются стрелочки с названиями факторов живой природы: растения, животные, грибы)

Всё в лесу имеет значение

Поэтому необходимо приспособление.

-Кто знает как ландыш приспособился? Почему он называется майским?

-Цветёт в мае, пока нет высокой травы, а ягоды у него, ядовитые, птицы их не клюют, звери не едят.

-Остался ещё один фактор.

И не бог, и не царь, но всё же

Повлияет на лес он тоже.

В лесу пожар устоить может.

И лесу никто не поможет.

Может выпилить всю древесину:

И сосну, и берёзу, и даже осину.

Без дома животных оставить,

Скитаться бедных заставит.

А может бурелом убрать,

Ягоды для птиц собирать,

Муравейники огородить,

Синичкам домики смастерить.

Этот фактор много лет

Называют…. Человек.

-Как человек может навредить ландышу? действительно, человек его может сорвать. А может помочь? Правильно, не рвать и другим не давать. Вот видите, как в лесу всё связано, как всё зависит друг от друга. Эта зависимость называется экологические взаимоотношения. А, хотите посмотреть на некоторые из них?

Мы сегодня вместе с вами

На экскурсию пойдём.

В лес красивый с чудесами

Мы сегодня попадём.

В этом месте интересном

Мы узнаем, как живут

Жители в лесу чудесном,

Как они себя ведут.

Физкультминутка

«Поход в лес»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До опушки добежим.

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём,

Дальше в лес пешком пойдём.

- Тихо! Тихо! Не шумите.

-Лучше дружно вы смотрите.

(Начинается игра)

Воспитатель:

А вот и первые жители! (на поляну выбегает заяц)

Заяц:

Ой – ой – ой! Ай – ай – ай!

Тут смотри, не зевай!

Гонится за мной лиса

Чуть не укусила за…

(потирает чуть ниже спины)

Трудно зайцам, трудно мышкам,

И оленям, и лосям.

Все в лесу мы жертвы.

Где ж укрыться нам?

Вот, слышите, идёт лиса.

Не глядели бы глаза.

(убегает в сторонку и ложится спать)

Лиса: Потеряла зайца след,

Вот пропал теперь обед.

Буду вечер голодать,

Что ж ложиться надо спать.

Честно вам сказать могу:

Трудно хищникам в лесу,

Если жертву упустить,

В зубы крепко не схватил,

Будешь ты сидеть голодный,

Выть от злости на луну, как волк.

(ложится под куст)

Воспитатель:

Тихо! Тихо! Пусть поспят!

День у них был трудный.

Заяц – жертва целый день, бегал от лисы.

А лиса – хищница, весь день егодогоняла.

- А что здесь, ребята, вы узнали? (это берёзка и подберёзовик)

Берёзка:

Долго я в лесу живу,

Место я своё люблю.

К солнышку свои листочки

Высоко я подниму.

Только жаль, что в этом месте

В почве на опушке

Нужных мне веществ так мало.

Только хуже б мне не стало.

Вот стоит красивый гриб,

И к работе он привык:

Из земли своей грибницей

Вещества качает он.

Может, сможет поделиться.

Подберёзовик, поклон,

Шлёт тебе берёзка.

Ты, дружочек, не скупись,

Веществами поделись.

А, тебе в обмен, дружок,

Буду отдавать я сок.

Гриб:

Я, берёзонька, согласен

На такой простой обмен.

Буду я не просто славный,

Буду я как супермен.

Будем мы с тобой дружить,

Дружбой будем дорожить.

Куда ты, туда и я,

Вот такая вот семья!

Помогать друг другу будем,

Будет всё у нас всерьёз.

Эту помощь называют

Научным словом – симбиоз.

(берутся за руки и отходят в сторону)

Воспитатель: Какая хорошая пара! Правда, ребята? Помогают друг другу, заботятся. А, что это за шум? Слышите? (на поляну выбегает усталый волк, за ним бежит блоха)

Волк:

Как же я устал с утра,

Исцарапал все бока.

Как репей ко мне пристала

И всего ведь искусала

(блоха смеётся)

Что смеёшься ты, блоха,

Всё ха – ха, да ха – ха – ха!

Перестала бы кусаться,

Ерундою заниматься.

Блоха:

Слушать тошно мне тебя,

Ведь на то я и блоха.

А кусаюсь я не зря,

Это пища, ведь моя.

Мой и завтрак и обед

На неделю, на сто лет.

Ты хозяин теперь мой

Я теперь везде с тобой.

Я – блоха, я – паразит!

(отходят в сторону)

Воспитатель:

Вот такая жизнь в лесу.

Вспомним зайца и лису.

(выходят заяц и лиса)

Как назвать на эту пару

(хищник – жертва)

(выбегают берёзка и гриб)

У грибочков и берёз

Отношенья -… симбиоз.

(выходит волк и блоха)

Волк, блоха на нём сидит

Он -…. Хозяин, она - …. Паразит.

(проведено первичное закрепление)

Рефлексия.

- сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать, какие отношения вам больше всего запомнились, понравились. Если у кого – то возникли вопросы, поднимите руку. В уголочке есть человечек, нарисуйте ему улыбку, если вам сегодня понравилось.

Публикации по теме:

Картотека экологических игр Каждую птицу на свое место Цель: проверить правильность подбора картинок с изображением хищных, водоплавающих и болотных птиц (после рассказа.

Конкурс экологических частушек Мать – природу береги, С детских лет её люби. Ты её не загрязняй, А чем можешь, помогай! (Семья Антюшиных, исполнение Антюшиной Ольги).

Конспект интегрированного занятия по развитию экологических представлений для подготовительной группы "Человек и природа. Мусор - враг природы» (рекомендуется проводить как серию экологических занятий, в течении определенного времени, например.

Конспект НОД по формированию экологических представлений дошкольников с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет на тему «Грибы» КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 5-6 ЛЕТ. Лексическая тема недели «Грибы». Тема занятия «Грибы.

Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Задачи: -Знакомить детей.

Конспект родительского собрания «Основы детско-родительских взаимоотношений» Цель: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях.

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений и рисованию «Аквариумные рыбки» Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений, изо- деятельность «Аквариумные рыбки» (младшая группа). Цель:.

Папка-передвижка для родителей на тему «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье» Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный.

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений «Узнаем растения» Конспект по формированию Элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада Подготовительная прогулка.

Занятие по экологическому воспитанию «Экосистема луга» Экосистема луга. Цели и задачи: формирование у детей первых представлений об экосистеме луга, о взаимосвязи всех компонентов живой и неживой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Экосистема. Типы экологических взаимоотношений»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 11:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Экосистема. Типы экологических взаимоотношений»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузовкина (УИ 500402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД