Наиля Талгатовна
Конспект занятия образовательного клуба «Эффективные способы влияния на поведение детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить представления воспитателей с небольшим стажем работы в дошкольной образовательной организации об организации дисциплины в современных условиях ДОУ.
Теоретическая часть.
1слайд
В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, к организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
2слайд
Публикация «Конспект занятия образовательного клуба „Эффективные способы влияния на поведение детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Педагоги в ДОУ не раз сталкиваются с проблемами поведения детей, и ряд жалоб со стороны педагогов только возрастает. Современные воспитатели указывают на следующие проблемы в детском поведении : агрессивность, и капризность, нарушения поведения, также как усадить на занятие, удержать внимание на занятии гиперактивного ребенка и т. д.
Проводимые современные исследования свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой и учебной деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Вот почему очень важно обратить на это внимание как можно раньше и попробовать найти подход к такому ребенку.
3слайд
Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться, как взрослый, так и ребенок. Да, хорошо, если это взрослый, а ребенок, который еще многого не знает и такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие (возможно и другие причины, связанные с проблемами в психическом развитии).
Наша цель - обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психическое здоровье, формировать начала личности (базис личностной культуры, развивать его индивидуальность).
4слайд
Предлагаю определить сущность понятия "дисциплина".
Дисциплина - это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Что включает в себя дисциплина?
Достойный пример взрослых, моделирование ситуаций, словесные инструкции, просьбы, обучение, предоставление ребенку самому возможности учиться и набираться различного жизненного опыта.
Какова цель дисциплины, по-вашему, мнению?
Педагог должен способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтролю, для того чтобы поведение ребенка соответствовало определенным стандартам. Этого добиться достаточно сложно, особенно без ущерба и решить это отчасти удается не всем.
5слайд
Причины:
1) несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д, то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;
2) нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;
3) нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете»;
4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;
5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи».
6слайд
Типы поведения детей.
Существует 3 типа поведения :
- дисциплинированный (данный тип поведения можно наблюдать на протяжении всего дошкольного возраста, ярко проявляется в 3 - 4 года. Характеризуется тем, что дети стремятся следовать инструкции, ведут себя правильно в силу необходимости выполнения правил поведения.);
- недисциплинированный правдивый (характеризуется тем, что дети импульсивны, легко нарушают запрет, искренне признаются в этом, к 5 - 7 года склонность уменьшается и переходит в другой тип);
- недисциплинированный неправдивый (отмечается, что дети легко нарушают правила, говорят неправду, лгут целенаправленно, проявляется в 5 лет).
7слайд
Мини-дискуссия - чем вы руководствуетесь при поддержании дисциплины в группе? Ответы педагогов.
Для поддержания определенной дисциплины в группе необходимо вводить правила в группе, которые возможно формулируют сами дети.
Скажите, какие у вас действуют правила в группе?
Важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.
8слайд
Методы и приемы поддержания дисциплины в группе.
Напишите проблемную ситуацию, связанную с организацией дисциплины в вашей группе.
Решение ситуации отразите в предложенной таблице.
9слайд
Итак, чтобы создать дисциплину в группе детского сада, педагогу в первую очередь необходимо выучить характер каждого ребенка и определить, какой способ даст наилучший результат, чтобы дети не нарушали дисциплину. Чтобы развить дисциплину в группе детского сада, необходимо выработать у детей навыки самостоятельного поведения и понимания того, что являет собой дисциплина и зачем ее все соблюдают. Для выработки вышеуказанных характеристик ребенка педагогу можно использовать разные методы, которые считаются эффективными в данном случае.
10слайд
Первым методом является использование техники интонирования, ведь именно от интонации педагога зависит, как поймут и воспримут его слова дети. Поэтому важно чаще употреблять слова такого типа как «Минуточку внимания», «Будьте добры», «почему так шумно?». Все эти фразы, сказанные с интонацией дети воспринимают легче и обращают на них внимание, стараясь понять, что хочет донести до них педагог.
• Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
• Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
• Прекращение деятельности
• Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
• Обращение на примеры хорошего поведения
• Пересаживание на «стул размышлений»
• Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
• Подчеркивать достижения, даже незначительные
• Признание авторитета
• Исключение из работы
• Удаление от зрителей
• Откладывание или лишение чем – то заниматься
• Беседа с родителями
11слайд
Использование игр самый оптимальный вариант для создания дисциплины в группе с детьми младшего возраста. Ведь используя игры можно научить ребенка достаточно многому, следует лишь пересмотреть и подобрать подходящие развлечения.
После каждого поучительного рассказа или игры педагог должен вместе с детьми подводить итоги, тогда у него будет возможность определить, что усвоил из его предложенной информации ребенок и как ему поступать в следующий раз, чтобы все дети стали дисциплинированными.
Важно помнить, что дисциплина в группе способствует лучшему запоминанию ребенком учебного материала и формированию у ребенка самоконтроля, который ему поможет в дальнейших жизненных ситуациях.
12слайд
Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.
Основные «возмутители» спокойствия, для которых дисциплина в детском саду не указ — гиперактивные дети. Они просто не могут усидеть на месте и несколько минут. Как это ни странно, но такие дети отличаются хорошей памятью на рифмы и стихи. Воспользуйтесь этим. Начните занятие с легкого стишка, вроде «Нам не надо драться, нам надо заниматься», «Один-два-три-четыре-пять. Сейчас мы будем все читать!».
Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.
Например, поиграйте в игру «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.
Другое упражнение называется «Кто меня слышит». Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами : «Кто меня слышит, хлопни один раз/посмотри на дверь/изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.
13 слайд
Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.
Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать.
14слайд
Вывод. Таким образом, исходя из все сказанного, первоначально контроль за поведением ребенка осуществляет взрослый на основе своего авторитета, далее у ребенка вырабатываются механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по законам данного окружения (группа д/с, и т. д.) не потому что он должен, а потому что он хочет. Правила, принятые в этой группе становятся неотъемлемой частью его сознания.