МААМ-картинки

Презентация «Типология родительских взаимоотношений. Искусство любить детей»

Людмила Абрамова
Презентация «Типология родительских взаимоотношений. Искусство любить детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Искусство любить детей».

Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь драматичны, как отношения между любящими.

А. Моруа

Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.

Публикация «Презентация „Типология родительских взаимоотношений, Искусство любить детей“» размещена в разделах

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Детям нужно чтобы родители делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью. Родители убеждены в том, что каждый искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Ведь семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на дальнейший уклад, на работу человека (хотя часто они остаются в подсознании). Человек может забыть о них, но помимо его воли они часто определяют его поступки. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы. Опыт социального общения имеют большое значение в формировании моральных качеств растущего человека.

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребёнка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и устремлений. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье.

Значение родительской любви.

Родительская любовь — это сильное и в то же время нежное чувство защиты. Любовь пробуждает у родителей глубокое беспокойство за ребенка, за его благополучие и счастье. Она призвана нести многие его бремена, приносить жертвы и даже «передвигать горы». Когда мы видим, как сильна родительская любовь, то можем понять, почему она обеспечивает ребенку самую большую защиту. Ведь когда родители так преданно и самоотверженно любят ребенка, ему совершенно нечего бояться.

Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Однако отцовская и материнская любовь к ребенку не одинакова. Любовь матери — это безусловная любовь. Мама готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Неспособность матери так любить своего ребенка негативно сказывается на формировании его чувства собственного достоинства, самосознании ребенка и его способности любить. Особенно пагубно отсутствие безусловной любви матери для девочек. Это формирует ощущение одиночества и неуверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Также результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие заниженной самооценки уже у взрослой женщины. Психологи уверяют, что результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие заниженной самооценки уже у взрослой женщины.

Однако для формирующейся личности не менее, а возможно и более губительна и чрезмерная любовь матери, самопожертвование. Те девочки, чьи мамы жертвуют личной жизнью ради них, вырастут либо эгоистками, не способными любить, либо зависимыми и несамостоятельными. В любом случае ни то -ни другое не будет способствовать их счастливой и успешной жизни.

Любовь отца - не такая безусловная как материнская любовь, она более требовательна, однако не менее необходимая для развития ребенка. К маме ребенок приходит, чтобы его пожалели, поделиться с ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за защитой. Для девочки папа также крайне важен, она ориентируется на его мнение в оценке ее женских качеств. Таким образом, женский характер в детском возрасте формируется благодаря двум составляющим – примеру матери и оценке отца.

И так, отношения ребенка с мамой основываются на чувствах, а отношения с отцом — на поступках. Однако это не означает, что папа не может любить ребенка просто так или, что мама не должна давать оценку его достижениям и поступкам. Довольно не просто разобраться в сложных отношениях детей и родителей. Можно только определить, что результатом любви родителей является ощущение ребенком чувства собственного достоинства, семейной близости, желания быть похожим на них.

Для формирования и развития личности ребенка важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу. Так как именно в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства она знает, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. Безусловно, со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не только по характеру, но и внешне.

В настоящее время под словом “семья” совсем не обязательно подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет число “неполных” семей,то есть с одним родителем (мамой или папой). У детей, которые выросли в таких семьях, могут возникнуть определенные проблемы в будущей семейной жизни и отношениях с противоположным полом. Кроме того, это может наложить отпечаток на развитие личности ребенка и вызвать некоторые особенности в его характере. Хотя, безусловно, детям лучше жить в неполной семье, чем в полной, но конфликтной.

Одиноким родителям приходится выступать в роли кормильца, воспитателя и домохозяйки одновременно. Они сильнее переживают из-за неприятностей случающихся у ребенка, чаще испытывают материальные трудности – все это, конечно же, не способствует созданию оптимальных условий для его воспитания. Большинство неполных семей в нашей стране состоят из мамы и ребенка, а одинокие отцы это довольно редкое явление.

Раньше считалось, что мальчики страдают больше из-за отсутствия в семье отца, чем девочки. Однако последние исследования показывают, что девочки выросшие без отца испытывают определенные трудности в общении с противоположным полом, некоторые чувствуют себя дискомфортно в присутствии мужчин. Девочкам, лишившимся папы в подростковом возрасте (из-за развода) иногда становится свойственна агрессивность, неразборчивость в сексуальных связях.

Дети, которые растут только с одним из родителей, не видят отношений между мужчиной и женщиной внутри семьи и это искажает их представления о семейной жизни.

Ребенок получает дополнительные психические травмы, когда родители расходятся и начинают делить ребенка, позволяя себе нелестно отзываться друг о друге в его присутствии. Малыш в этой ситуации не может сделать выбор между мамой и папой и иногда винит себя в случившемся (в разводе родителей).

В воспитании ребенка родители дополняют друг друга, каждый из них имеет свою индивидуальность. И когда ребенок теряет одного из них, то первому приходится брать на себя функции второго.

Конечно, это создает некоторые сложности в отношениях с ребенком, но жизнь показывает, что многие мамы справляются с отведенной им ролью. К тому же практика показывает, что дети, которые росли только с мамой намного лучше приспособлены к жизни, чем те дети, которые росли в полной семье в атмосфере ненависти между родителями. Поэтому если выбирать между воспитанием в полной, но конфликтной семье и неполной, то неполная семья, безусловно, будет меньшим злом.

Главное - предотвратить ошибки родителей, чтобы любовь к детям не стала слепой. Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует детей.

Психологами и педагогами выделено много типов родительской любви к детям, их все можно объединить в основные три разновидности «неразумной» любви:

1. Любовь умиления.

2. Любовь деспотическая.

3. Любовь откупа.

Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это неразумная «куриная» любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, к чему он может привести. Вот один из примеров, удручающих бездумностью родителей, их фантастическим поклонением перед ребёнком, как перед божеством. К матери 5-летнего Серёжи пришла соседка. Женщины стояли во дворе, возле них играл мальчик. Тут же, на глазах у матери, он справил свою маленькую нужду. Мать умилялась: «Вот видите, какой у нас сыночек, никого не боится».

Безрассудное умиление приводит потом к печальным результатам: сыновья и дочери «садятся на шею» родителям, превращаются в маленьких тиранов. Любовь умиления разрушает душу ребёнка прежде всего тем, что такой ребёнок не знает удержу своим желаниям – принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца и хулигана: всё мне разрешается, ни до кого мне дела нет, главное – моё желание. Ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Он вырастает капризным, нередко болезненным ребенком, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит радость, счастье родителям уже тем, что он существует.

Есть ещё одна разновидность неразумной родительской любви. Это любовь деспотическая. Например, ребенок делает дома всё для помощи родителям – моет полы, посуду, чистит обувь для всей семьи.

Но он вот что говорит: «Родители и одевают меня хорошо, и заботятся, что бы я ел хорошо», говорит мальчик, - «Но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают…». Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить – что бы умнее был и родителей уважал. Жизнь детей в таких семьях – мучение. К своим детям они относятся как к вещам: мой стол – где хочу, там и поставлю, моя дочь – что захочу, то искажу, и потребую. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается – это самое страшное, что может произойти в духовном мире ребёнка, подростка. Не знающий ласки в детстве становится грубым, бессердечным в годы отрочества и ранней юности. Отсутствие эмоционального контакта с матерью опасно. Мать если и ласкает ребёнка, то только на людях, по-актёрски, чтобы продемонстрировать, насколько она любит своё дитя. Ребёнку покупается всё, но ему не достаётся материнской любви. Такие дети глубоко несчастны, и никто порой не догадается о их «невидимых миру слезах».

Третья разновидность неразумной родительской любви – это любовь откупа. Есть отцы, искренне убеждённые в том, что обеспечивая материально детей они выполняют свой долг. Ребёнок одет, обут, здоров, у него есть учебники – что ещё надо? Они считают, что материальными затратами можно измерить родительскую любовь, на худой конец, откупиться. Таких толстокожих отцов, конечно, небольшое число. Но если в семье и мать не уделяет внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Их сердцам совершенно не знакомы и недоступны такие человеческие чувства, как ласка, милосердие, сострадание. Они могут вырасти жестокими людьми. Это морально искалеченные дети.

Из-за жестокой критики со стороны родителей ребенок может ощущать недостаток любви. Когда ребенок плохо себя ведет, строгость может быть полезна, и иногда его стоит серьезно отчитать, но жесткая критика никогда не бывает полезна. Нельзя бранить Ребенка так, чтобы пристыдить его.

Также ребенок чувствует, что он нелюбим, когда его отвергают. В этом случае родители держатся холодно, отстраняются от ребенка и ведут себя так, будто недовольны им. Подобная холодность может вызвать у ребенка тревогу. Он может решить, что если родители отвергают его, значит, не любят.

Кроме того, на недостаток родительской любви ребенку может указывать унижение. Родители могут принижать ребенка или его мнение. Они могут поднимать его на смех или потешаться над ним. Если это делается в порядке шутки, то ребенок необязательно воспримет такое отношение как недостаток любви. Но если родители поступают так всерьез, то ребенку может быть очень неприятно. Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Любовь родителей к детям должна быть основана на уважении личности ребёнка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая требовательность должна сочетаться с любовью.

Психологи проводили тестирование дошкольников и школьников 1.«Я люблю, когда родители. Для дошкольников главное, что родители хвалят, любят, радуются, добрые. А у школьников главное, что бы родители были добрые. Также высокий процент «все вместе».

Самые распространенные признаки недостатка любви со стороны родителей — безразличие, отсутствие интереса к своим детям, игнорирование и пренебрежение ими.

2. «Я не люблю когда родители…». Где самый высокий и единогласный процент на ответ: «Родители ругаются», «Заставляют что-то делать». Родители могут быть поглощены своими обязанностями и проблемами, которые требуют внимания. Их можно понять, но не оправдать. Если они на первое место ставят семью, то обязательно придумают, как уделять своим детям необходимое им внимание.

Психологи проводили тестирование для выявления родительской самооценки в системе воспитания свое ребенка.

Результаты теста родительской самооценки

ВОПРОСЫ ДА НЕТ ИНОГДА

1. Читаете ли вы статьи, книги на темы воспитания, смотрите ли вы специальные передачи по телевидению? 58%( 31% 11%

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы о том, что это

может быть результатом Вашей системы воспитания? 62% 12% 26%

3. Единодушны ли вы с супругом (супругой) в воспитании детей? 50% 24% 26%

4. Ребенок предлагает вам свою помощь. Примите ли вы ее, если при

этом выполнение дела будет продвигаться медленнее? 54% 38% 8%

5. Используете ли вы запрет, приказ только тогда, когда это

действительно необходимо? 69% 0% 31%

6. Считаете ли вы, что последовательность – один из основных

педагогических принципов? 100% 0% 0%

7. Согласны ли вы, что семейная среда оказывает на ребенка

существенное влияние? 92% 0% 8%

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение

для благополучного развития ребенка? 92% 0% 8%

9. Часто ли на просьбу ребенка заняться с ним, поиграть вы отвечаете:

«Сейчас нет времени», «Поиграй сам» и т. п. 60% 32% 8%

По результатам этого тестирования: родителей, которые не имеют представления о воспитание детей -0%, серьезных ошибок в воспитании не допускают, но есть над, чем задуматься-58%(15человек, родительская роль удаеться-42%(11человек).

Любовь в семье как моральная ценность

Разумная любовь характеризуется принятием ребенка, сочетанием положительного эмоционального отношения к нему с разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии.

В здоровом психологическом климате ребенку не уготовлены никакие фиксированные роли. Его любят («кумир семьи», напроказил - стал «ужасным ребенком». Вечером он - «папино сокровище», а днем, когда родители на работе, - «бабушкино сокровище». И все роли ребенок исполняет с удовольствием, не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает.

Счастливая семья - почва для развития эмоциональности ребенка. Однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий и усилий немалых. «Учить чувствовать, - писал В. А. Сухомлинский, - это самое трудное, что есть в воспитании».

Василий Александрович предложил такой путь воспитания чувств у ребенка в семье:

- вовлекать детей в добрые дела из симпатии, участия, любви к другому человеку (забота, волнение, тревога о близких людях);

- развивать чуткость сердца по отношению к другим людям, особенно к тем, кто нуждается во внимании, - маленьким, пожилым («Оля сегодня плакала. Почему? Ты узнал? Ты помог?», «Почему бабушка не смотрит свой любимый сериал? Может быть, она плохо себя чувствует?»);

- использовать произведения искусства, природу для обогащения эмоционального мира ребенка.

Искусство любви - умение дарить радость и в мелочах, и в крупном, дарить действенно, не копя в себе. Этому необходимо учить и ребенка: когда и как проявлять свою любовь к близким.

Семейная любовь - это не только чувства, но и определенный образ поведения супругов, детей, от которого зависит счастье данной семьи. Можно любить друг друга, но мучить попреками, неделикатностью, душевной грубостью, неумением сказать нужное слово. Омрачает любовь эгоистическое поведение супругов, детей.

Причина поведения, подрывающего семейную любовь, - неумение понять друг друга. Но этому, как говорят психологи, можно научить. Уже с третьего года жизни ребенок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребенка с уважением относиться к состоянию близких, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребенка: чем он интересуется, что его радует, что печалит.

Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом проявляется выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.

В основе любви лежит действенная направленность на её объект, т. е. родители, любя своего ребёнка, проявляют заботу о его развитии, благополучии. При равнодушном же отношении родителей к ребёнку наблюдается "бездействие" : с ребёнком не занимаются, он не ухожен, неопрятен и т. д. Ребёнок страдает от того, что он "никому не нужен", от родительского "бездействия", от дефицита родительского внимания. Даже если любовь живёт в сердце матери или отца, но не проявляется в действии, это заставляет ребёнка страдать.

Существует 55 способов:

• Молодец! Талантливо!

• Хорошо! Ты одарённый!

• Удивительно! Поразительно!

• Прекрасно! Потрясающе!

• Я тобой горжусь! Ты просто чудо

• Очень эффектно!

• Я сам не смог бы сделать лучше!

• Поздравляю!

выразить свою любовь к ребё нку словами:

Поэтому ребёнка необходимо учить с уважением относиться к близким, чувствовать их состояние, сопереживать, а родители, в свою очередь, должны проявлять максимум внимания к внутреннему миру ребёнка, интересоваться всем, чем увлекается ребёнок, что его волнует, радует, печалит и т. д. В этом и заключается выражение любви родителей к ребёнку.

В современной семье все большее значение приобретает этико-психологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей к друг другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия.

Суть бескорыстной родительской любви тонко подметил поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Искусство любви заключается в умении дарить радость и в мелочах, и в крупном, дарить действенно, не копя в себе. Этому необходимо учить и ребенка: когда и как проявлять свою любовь к близким. Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.

Детство грандиознее взрослой жизни. Скорее не мы, родители, даны детям для наставления их на путь истинный, а дети наши даны нам для очищения и просветления нашей души. Наши дети вправе принимать самостоятельные решения, быть способными к действию и поступкам, нести ответственность за их реализацию и исполнение. Эти решения должны согласоваться с родителями и должны базироваться на основах родительского воспитания, на понятиях добра и зла. При любом разговоре с детьми нужно проявлять тактичность, терпение, проявлять осторожность в высказываниях. Только любовь рождает в ребенке ощущение защищенности, уверенности и свободы. Чувство защищенности и уверенности в своих силах – это то, что мы можем дать детям для их уверенности в будущем.

Заключение.

Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Надо беречь любовное единство семьи, не стесняясь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Ежедневно выкраивать время, чтобы побыть с ребёнком наедине. Дети нуждаются в общении. Нужно помнить, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит : его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните:Без любви все – ничто!

Родительская любовь – это главный фактор, который нужен для психологического здоровья и полного развития ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация семейного хобби «Бумажная филигрань — искусство квиллинга» Рукоделие всегда в моде. Существует большое количество видов рукоделия, поэтому каждый человек может выбрать то, что подходит именно для.

Презентация «Камнерезное искусство уральских мастеров» Мы живём на Урале, а значит должны знакомить детей с Уральским промыслом. Всего на Урале известно около сорока видов драгоценных и поделочных.

Консультация для родителей «Учите детей любить книгу» Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. А. П. Чехов Не только в детском саду, в школе, но и дома,.

Круглый стол для родителей «Семейные традиции как способ гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семье» Круглый стол «Семейные традиции как способ гармонизации детско - родительских взаимоотношений в семье» “Счастлив тот, кто счастлив.

Особенности взаимоотношений детей в семье в онтогенезе Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. По данным современных исследований известно, что на протяжении.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Презентация «Научите ребенка любить природу» Ребенка нужно обучить, чтобы он не безумно смотрел на природу, а видел и понимал природные явления, связь между ними. Основу содержания.

Презентация проекта «Теперь посуду любить я буду» Презентация проекта "Свою посуду любить я буду". Цель: Формирование элементарных представлений о посуде (название, части, материалы, необходимость,.

Презентация «Роль родительских собраний по развитию здоровьесберегающих технологий» На родительских собраний очень важно поднимать и обсуждать вопросы связанные с развитием здоровье-сберегающих технологий Целью наших бесед.

Эссе воспитателя «Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!» Эссе: «Моя профессия ВОСПИТАТЕЛЬ!» «Педагог без любви к ребенку -все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Презентация «Типология родительских взаимоотношений. Искусство любить детей»
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 18:52
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Типология родительских взаимоотношений. Искусство любить детей»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Абрамова (УИ 1470298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД