Зайцева Марина
Пояснительная записка «Тико-моделирование «Самоделкин»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это яркий неповторимый этап в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами деятельности, происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
В соответствии с ФГОС ДО одной из важных целью является проявление детьми инициативы и самостоятельности, умение действовать в команде в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. Сегодня важным является развитие у детей способности самостоятельно и творчески мыслить. Научить этому можно в ситуации требующей осмысления, именно это и определило направление нашей работы. Проведя мониторинг среди детей 4 лет, было выявлено, что у детей слабо развиты психические процессы, познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, комбинаторские и конструкторские способности, необходимые для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка. Все педагоги обращают внимание на то, что малыши очень любят создавать что – то своими руками и затем использовать это в игре, опираясь на это и результаты мониторинга, мы решили применить в работе с детьми технологии ТИКО – моделирования. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации развивающей работы с детьми. Конструирование формирует предпосылки учебной деятельности: умение действовать по образцу, ориентироваться на правила и способы действий, совершенствуется тонкая моторика рук, развивается произвольность психических процессов. Чтобы научиться создавать плоскостные и объёмные модели, ребёнку необходимо научиться конструировать, анализировать и сопоставлять объекты на плоскости, поэтому очень важно сформировать у детей умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки. Все эти задачи решаются в использовании технологии ТИКО – моделирование, именно это и подтолкнуло нас на разработку данной программы.
Публикация «Пояснительная записка „Тико-моделирование „Самоделкин“» размещена в разделах
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объёмного моделирования) – это трансформируемый игровой материал, который способствует развитию дошкольников в образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Основной целью нашего внедрения и использования технологии ТИКО – моделирования является помочь ребёнку перейти от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности, формировать способность и готовность к созидательному творчеству в окружающем мире. В совместной деятельности педагога и детей с использованием конструктора «ТИКО» ребёнок лучше воспринимает новую информацию за счёт тактильных ощущений; расширяет кругозор; обогащает знания в области окружающего мира; развивает фантазию и творческие способности; совместная работа способствует созданию в группе психологического комфорта при обучении. В процессе использования технологии ТИКО – моделирования у детей формируются следующие умения:
- творческие (дети развиваются творчески придумывая, фантазируя оригинальный и необычные фигуры и конструкции);
- интеллектуальные (для создания конструкции, ребёнок осмысливает какие детали ему необходимы, в какой последовательности их нужно соединить,
- коммуникативные (процессе совместной работы со сверстниками и педагогом дети активно общаются, называют детали, ориентируются в свойствах, сравнивают, совместно решают возникшие проблемы,
- речевые (обогащается словарный запас детей, они активно называют детали, формы, цвета; в старшем возрасте запоминают буквы, звуки, выполняют задания на звуковой анализ слов, что послужит подготовкой к обучению в школе).
Таким образом, использование технологии ТИКО – моделирования это ещё один шаг в нашей работе для освоения детьми универсальных логических действий и развития навыков моделирования для будущего успешного обучения в школе.
Всё это легло в основу построения цикла занятий по программе “ТИКО- Самоделкин». Все занятия разработаны в игровой форме, так как игра является источником всестороннего развития детей и создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на следующих нормативных документах.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155
Гражданский Кодекс РФ от 26.01.1996 №14 – ФЗ;
Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
Федеральный закон от 24.07.1998 №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2013 308-950;
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (12 марта 1999 года, глава 111, ст. 28, гл. 11 ст. 2).
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
«ТИКО – Самоделкин»
Отличительной особенностью данной программы, является то, что уже в младшем дошкольном возрасте все действия детей основываются на работе с геометрическими фигурами, вся работа строится на актуальных для дошкольника наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Использование технологии ТИКО – моделирования позволяет более эффективно подготовить дошкольников к изучению системного курса начальной технологии, а в старшем дошкольном возрасте, использование разных видов «ТИКО» конструктора, также помогает лучшей подготовке детей к обучению грамоте и элементарного математического образования. Реализация данной программы предполагает совместную деятельность по конструированию педагогов и детей, что позволяет более близкому, доверительному общения взрослого и ребёнка. Реализуя данную программу, мы предполагаем участие родителей в занятиях по конструированию, что так же способствует более тесному и близкому общению детей, родителей и педагогов. Реализация данной программы позволить нам решать целый ряд задач, основные из которых направлены на расширение спектра компетенций дошкольника, обеспечение его социализации в коллективе сверстников на этапе подготовки в школьному обучению. Использование технологии ТИКО – моделирование позволяет педагогам организовать образовательную в соответствии с требованиями ФГОС ДО, вносить разнообразие в непосредственную образовательную деятельность, формирует профессионально – личностную компетенцию.
Адресат программы.
Программа дополнительного образования с применением технологии ТИКО – моделирования «ТИКО - Самоделкин» разработана для детей в возрасте 4 – 5 лет. По результатам анкетирования родителей (законных представителей) детей в нашей группе, 100% опрошенных пожелали посещать занятия по дополнительной образовательной программе «».
Работа по реализации программы «ТИКО - Самоделкин» построена на основе следующих принципов:
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха;
Поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Принцип наглядности: зрительная информация воспринимается детьми более эффективно, чем слуховая.
Принцип доступности: получаемы знания, должны опираться на уже полученные.
Принцип активности и сознательности: дать ребёнку больше самостоятельности в решении практических и познавательных задач.
Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным действиям; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания;
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - родители, дети - дети, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности;
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Основные функции данной программы:
- Образовательная: систематизация знаний детей о геометрических представлениях; способствование улучшению восприятия информации (зрительное и тактильное восприятие); формирование пространственного, абстрактного и логического мышления.
- Развивающая: мелкой моторики рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора); художественного вкуса и эстетического восприятия (за счёт яркости и и многообразия получаемых цветовых решений); творческие способности (за счёт возможности создавать различные оригинальные конструкции).
- Воспитательная: формируется интерес к предмету (за счёт разнообразный форм задания); дисциплина (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
Реализация данной программы открывает для детей новый мир технического знания. На первом этапе дети конструируют плоскостные фигуры по образцу, затем по схеме и на слух. Самым сложным этапом является самостоятельно изобрести и сконструировать плоскостную и объёмную конструкцию.
Объём и сроки реализации программы.
Программа «ТИКО - Самоделкин» рассчитана на 1 год, в форме очных занятий, 1 занятие в неделю.
Особенности организации образовательного процесса.
Поскольку программа реализуется первый год, первые занятия было решено проводить в групповой комнате, чтобы не вызвать закомплексованности у детей резкой сменой обстановки, а так же это позволяет детям все выполненные работы использовать в последующих играх в группе. Успешную реализацию программы дополнительного образования «ТИКО - Самоделкин» обеспечивает использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям, при поддержке педагогом положительного, доброжелательного отношения взрослых к детям, детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия в кружке по программе «ТИКО - Самоделкин» проводятся группой детей по 6 – 8 человек, продолжительностью 20 минут с учётом смены разных видов деятельности. 4 занятия в месяц, общее количество часов в год - 34академических часа.
Расписание образовательной деятельности
День недели Время
Среда – четверг 15.30 – 16.00
1.2 Цели и задачи программы «ТИКО- Самоделкин»
Цель: развитие познавательного и творческого потенциала каждого ребёнка в процессе конструктивной деятельности с использованием технологии ТИКО – моделирование. Исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи:
- формировать умение называть детали конструктора;
- развивать внимание, память, воображение, ассоциативное и абстрактное мышление, усидчивость, чувство уверенности;
- развивать сенсорные представления;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать речь и обогащать словарный запас;
- формировать умение мысленно делить предмет на составные части и собрать из частей целое;
- совершенствовать навыки классификации;
- формировать умение анализировать и делать выводы на основе проведённого анализа;
- формировать умение планировать процесс создание конструкции или совместного проекта;
- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, уважительное отношение к человеку – творцу;
- способствовать сплочённости детского коллектива, умению работать в команде.