Любовь Кривоногова
Аттестационное задание «Организация НОД». Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Аттестационное задание №2.1 «Организация НОД». Пояснительная записка
С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования изменился подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Произошел отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмыслялась роль педагога, который стал в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменилась и приобрела характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Публикация «Аттестационное задание „Организация НОД“, Пояснительная записка» размещена в разделах
При организации образовательного процесса педагогу нужно постоянно помнить о том, что активное использование проектного метода обучения и воспитания позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения.
Педагогу необходимо определить главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.
Задача непосредственно образовательной деятельности триедина:
1. Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
2. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
3. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности. Это в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс должен строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Одним из принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Именно активность ребенка признается основой. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное – одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы, является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания: способности принимать и сохранять, ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата.
Тематические игровые центры дадут детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) должны учитываться с интересами детей. Предметно пространственную среду группы надо организовать таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность. Традиционно выделяется три формы организации обучения : индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:
- подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
- должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
- должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
- по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
- должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
- включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
- предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
- имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
В любой НОД выделяют три основных этапа, неразрывно связанных общим содержанием и методикой:
1. Мотивационный этап - водная часть: (организация детей)
2. Содержательный этап - основная часть: (практическая деятельность)
3. Рефлексивный этап - заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности)
После проведения непосредственно образовательной деятельности педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать:
-проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);
-методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений);
-сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
-систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
-обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
-грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
-осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
При организации НОД используют традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные - чувственное воспитание) и современные методы и приемы: методы формирования интереса к учению, долга и ответственности.
Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создаёт мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку; доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании непосредственно образовательной деятельности.
Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.
В конце НОД со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке непосредственно образовательной деятельности.
Окончание НОД в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием НОД, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая детей.
Хочется сказать, что от педагога зависит успех и эффективность воспитательно - образовательной работы, основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско - взрослое сообщество.
Таким образом, правильно организованная НОД это :
Мотивация; Субъект-субъект; Сотрудничество; Интеграция; Проектная деятельность; Партнерство; Комплексный подход к обучению; Самостоятельно-поисковая деятельность; Разнообразие видов деятельности; Совместная деятельность воспитателя и ребенка; Взаимодействие с семьями детей; Учет интересов детей; Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети.