Оксана Резчикова
Пояснительная записка к НОД «Приморье — край чудес!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к НОД «Приморье – край чудес!»
Непрерывно - образовательная деятельность (НОД) образовательная область «Познавательное развитие». Конспект НОД для детей 5-6 лет составлен с учетом ФГОС в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы ДОУ.
Цель: формирование у детей устойчивого интереса к получению знаний о связях в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
• продолжить знакомство с Приморским краем;
Публикация «Пояснительная записка к НОД „Приморье — край чудес!“» размещена в разделах
• закрепить знания детей о растительном и животном мире заповедных мест;
• формировать навыки наблюдения за объектами живой и неживой природы;
• формировать у детей потребность общения с природой и навыков поведения в ней.
Развивающие:
• развивать интерес к природе Приморского края;
• расширять активный понятийный словарь воспитанников;
• развивать внимание при решении творческих заданий;
Воспитательные:
• воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за природу, бережное отношение к ней;
• воспитывать у детей чувство восхищения природой во всех её проявлениях.
Непрерывно-образовательная деятельность разработана с учётом индивидуальных способностей и интересов детей. Образовательная деятельность проходит в игровом сюжете (путешествие по Приморскому краю). Для реализации задач подобраны методы и приёмы, помогающие детям в интересной и занимательной форме узнать что-то новое о Приморском крае, закрепить уже имеющиеся у детей знания.
Методы обследования: наглядный: презентация, макеты (пруд с рыбками, луг с цветами и насекомыми, лес и его обитатели, водопад);
- словесный: беседа, использование художественного слова объяснение воспитателем заданий, вопросы к детям, загадки.
- практический: выполнение заданий детьми, использование игровых приёмов, эмоциональной заинтересованности.
Предварительная работа: беседы о флоре и фауне Приморского края, загадывание загадок о животных и растениях, чтение стихотворений, рассматривание картин: растения и животные Приморского края, занесённые в красную книгу, составление по ним рассказов, рисование и раскрашивание (деревья, цветы, звери, птицы) в свободной деятельности.
Образовательная деятельность соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 мин; в процессе деятельности проведена физминутка «Водопой».
По содержанию образовательная деятельность является интегрированной, решение задач осуществляется через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Создание поисковых и проблемных ситуаций активизирует мыслительную и речевую деятельность детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, конструирование.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, социально-личностные.
В заключении образовательной деятельности проведены элементы рефлексии. Выбранная форма организации образовательной деятельности для детей достаточно эффективна, все поставленные задачи в процессе НОД решены, цель достигнута.
Данное мероприятие рекомендуется использовать для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.
Ход НОД:
1. Вступительная беседа
Воспитатель: Сегодня у нас солнечный, радостный день, потому что у нас в группе поселилась радость.
Радость пробежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки,
Радуется клён, что он силён, -
Радугу на ветке держит он.
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуется ёлка.
Разбудите, дети, всех людей!
Радость запрягает лошадей.
Надевайте лучшие одёжки!
Радость распахнула все окошки!
Воспитатель: Доброе утро, ребята. (В начале беседы звучит песня на слова и музыку В. Малышко «Песня о родном крае»)
- Дети, а как вы думаете, что такое Родина?
- Что это слово значит для вас?
Дети: Место, где родились и живём, мой город.
- Да, вы хорошо и правильно говорите, что Родина для вас — это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад, ваш город, край.
Ребята, мы с вами живём в удивительном уголке нашей большой страны России – это Приморский край. Наш край самый богатый край в России. Это и разнообразные растения и животные. Много в нем есть чудес природы. Я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по нашему родному краю.
Воспитатель: Но путешествие наше необычное. Так случилось, что исчезло чудо Дальневосточной природы - цветок очень удивительной красоты. Как вы думаете, что это за таинственный цветок?
Дети: Лилия, роза, пион…
Воспитатель: Я не буду сейчас называть его, но когда мы его найдем, вы сразу поймёте, что это. Я прошу вас помочь мне найти и спасти таинственный цветок. Так как без него мир станет жестоким, грубым и грязным. Этот цветок является символом красоты и чистоты. Найти цветок можно только пройдя несколько остановок с испытаниями. На каждой остановке нас будет ждать подсказка, которая укажет куда нам идти дальше. Отправляемся!
2. Показ слайдов, сопровождая беседой
У горы Сихотэ – Алинь берёт своё начало река БИКИН. Длина этого чуда 600 км. Вдоль реки раскинулись таёжные леса, в которых живут медведи и амурские тигры, вьёт свои гнёзда очень редкая птица – японский журавль и дальневосточный белый аист. В лесах, где ещё не ходил человек встречаются корейский кедр, монгольский дуб и сосна, а белые стволы берёз увиты лимонником и виноградом. Очень много рыбы водится в реке БИКИН. И первая наша остановка это:
1. «Рыбный мир» (пруд)
Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Тёплым днём резвятся,
Дружно веселятся.
Воспитатель: У рыбок на чешуйках есть секрет – часть картинки. Чтобы узнать, что на ней изображено, нужно её собрать. (Дети вылавливают рыб, на которым прикреплена часть мозаики. Собирают картинку «цветочная поляна»). Это и будет подсказка (следующая остановка – «Цветочная поляна»).
2. «Цветочная поляна» (макет)
Воспитатель: мы оказались на цветочной поляне, как много на ней цветов, но не простых а с секретом. Чтобы шло у нас всё гладко, отгадайте-ка загадки!
Карточки с загадками о цветах (дети отгадывают название цветка и находят его на поляне)
Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)
Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)
В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке
(Подсолнух)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)
Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
(Роза)
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим эти прекрасные, под одним цветочком что-то спрятано. Среди цветов дети находят лепесток на котором загадка:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
он вспорхнул и улетел (БАБОЧКА) – НАСЕКОМОЕ (подсказка)
Воспитатель: Следующая наша остановка – это мир насекомых. Где же они могут обитать?
Дети: лес, поляна, луг.
3. «Мир насекомых» (макет - луг)
Воспитатель:
Дети на лужок пришли
Насекомых тут нашли
Вот удача да-да-да
Мы пришли сюда не зря!
Воспитатель: Насекомые предлагают вам еще одно испытание - найти среди множества насекомых самых полезных.
МУРАВЕЙ – это санитары. Они строят себе дома в почве и над ней и приносят большую пользу. Многочисленные ходы муравьёв делают почву более рыхлой, а это 4улучшает условия дыхания для корней растений.
ПЧЕЛА – дарит целебный продукт - мёд
БОЖЬЯ КОРОВКА – приносит пользу в лесах, садах и огородах, уничтожая вредных мелких насекомых.
КУЗНЕЧИК – питается мелкими вредителями растений, оказывая тем самым пользу.
СТРЕКОЗА – они летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей.
Воспитатель: Но кроме луга вы правильно сказали, где ещё можно встретить насекомых?
Дети: На цветочной поляне.
Воспитатель: Но мы там уже были.
Дети: В лесу.
Воспитатель: Тогда отправляемся дальше в «Лес чудес»
4. «Лес чудес»
Воспитатель: Ребята, почему у него такое название? Лес чудес!
Дети: Он хранит тайны, происходят чудеса, обитают необычные животные, дарит подарки.
Воспитатель: Лес нас одаривает разными подарками. Среди множества произрастающих деревьев и кустарников найдите дары леса (орехи, шишки, ягоды, грибы, листья деревьев). Листья очищают воздух, укрывают от солнца и дождя. Находим листья, шишки, жёлуди, серёжки с берёзы (с какого дерева, в чем польза)
Дети: Листья осины, берёзы, дуба, веточки хвойных деревьев, в шишках орехи, полезные, богаты витаминами, ими питаются белки. Из берёзовых серёжек изготавливают лекарство.
Воспитатель: Давайте поблагодарим деревья и скажем им ласковые слова.
Дети: Добрый, ласковый, гостеприимный, красивый, богатый, тёплый, чудный, хороший.
Воспитатель: А сейчас посмотрите ещё одно чудо природы Приморского края – это тисовая роща, которая находится в бухте Петрова, недалеко от Лазовского заповедника или как её еще по другому называют люди бухта поющего песка. Эти деревья - тис сплелись, перекрутились, ветки выгнулись в разных направлениях и образовали вот такой свод, как будто специально, чтобы человек мог пройти. У тиса очень крепкая древесина, как железо. Раньше люди делали из него гвозди для строительства кораблей. Но почему же прозвали её так – бухта поющего песка? Люди рассказывают о молодой дочери рыбака, которая каждое утро встречала своего отца на берегу моря и пела очень грустную песню. Однажды отец не вернулся, но девочка не верила, что отец погиб и продолжала приходить и петь. Песок запомнил её грустную песню и с тех пор, когда по нему проходишь он издаёт свистящие звуки, будто поёт.
Кроме деревьев и растений встречаем в лесу различных животных… Посмотрите, какой красавец «Амурский тигр» - символ Приморского края, он изображён на гербе и флаге Приморского края и занесён в Красную книгу.
Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает- кто же он?
А рядом с мамой медведицей маленькие (медвежата)
Воспитатель: Правильно, дети медведицы – это медвежата.
Можно ли подойти к ним?
Дети: Нет. Мама-медведица может рассердиться, она ведь не знает, что мы не будем обижать её детей.
Воспитатель: Давайте не будем им мешать и тихонечко поиграем в сторонке, чтобы они нас не услышали.
Физминутка «Водопой»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (дети идут в обход по залу).
За мамой-лосихой топал лосенок. (ходьба с притопом).
За мамой-лисицей крался лисенок. (ходьба на носках).
За мамой-медведицей шел медвежонок. (ходьба на внешней стороне стопы).
За мамой- ежихой катился ежонок. (ходьба в присяде).
За мамой белкой скакали бельчата. (бег на носках).
За мамой-зайчихой – косые зайчата. (прыжки на двух ногах с продвижением вперед) Волчица вела за собою волчат. (ходьба широким шагом).
Все мамы и дети напиться хотят.
Воспитатель: Где же звери могут напиться в жаркий день?
Дети: У водоёма.
Воспитатель: Посмотрите, много водопадов в Приморском крае (Медвежий, Трёхголовый, но самый большой это Амгинский водопад, самый высокий водопад в Приморском крае, расположен на реке Амгу, его еще в народе называют «Чёрный шаман». И наша последняя остановка это водоёмы (макет водопада, озера)
5. «Озеро»
Воспитатель: Какие условия нужны всем для жизни на Земле?
Дети: Солнце, воздух, вода…
Воспитатель: Где же звери могут напиться в жаркий день?
Дети: У водоёма.
Воспитатель: Как же образуются водоёмы?
Дети: ямки наполняются водой во время дождя.
Воспитатель: Вырыл ямку человек, постепенно она стала заполняться водой, пока не превратилась в озеро. Но шло время. Травка стала пробиваться на склонах лежащего грунта. А вскоре и вовсе все покрылось разной травой и цветущими растениями. У водоема стали чаще появляться лесные зверьки и птицы. С собой они приносили семена и побеги разных трав. Так постепенно вокруг воды вытянулись ростки осоки и камыша, появилось одно из красивейших растений Приморского края (показывает цветок, растущий на озере). Ребята, посмотрите, мы нашли его, вы узнаёте, что это за цветок? Кто знает его название?
Дети: Это лотос.
Воспитатель: Правильно, лотос, растёт он на озёрах, радует своей красотой и занесён в Красную книгу. Лягушки быстро облюбовали это место и теперь весело квакали. Насекомые – комары, стрекозы – тут же залетали стайками над водой.
А сейчас рассмотрим водопад, каков он в природе ( эксперимент: дети наливают воду на вершину водопада и наблюдают как она стекает и образует у подножия небольшой водоём).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Куда мы с вами держали путь? Что нового и интересного в пути вы сегодня узнали, увидели? Что помогло вам найти лотос? Я предлагаю вам сейчас создать карту нашего пути, всю красоту Приморской природы – это и леса, цветы, животные, птицы, всё что подарила нам природа. Изготовление коллажа «Приморье – край чудес!»
Дети вместе с воспитателем проговаривают слова:
Пусть всегда будут птицы,
Пусть всегда будут звери,
Пусть всегда будут водоёмы,
Пусть всегда будет лес!