света короткова
Тезисы на развитие словаря для детей дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс занятий, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
В современном мире наблюдается катастрофическая ситуация в речевом развитии детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на функцию речи:
- ухудшение здоровья детей;
- снижение "живого" общения родителей и детей;
- низкий уровень речевой культуры в обществе;
Публикация «Тезисы на развитие словаря для детей дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
Все это обуславливает актуальность проблемы речевого развития детей, в том числе и по обогащению и активизации словаря в процессе словарной работы.
Словарная работа – это целенаправленная деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. Именно поэтому необходимо проводить словарную работу с дошкольниками.
Среди многочисленных приёмов словарной работы можно выделить следующие:
1) Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается не только индивидуально, но и всем вместе. Для лучшего понимание и запоминания слово включается в знакомый ребёнку текст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
2) Объяснение происхождения данного слова (полотенце – изделие, из ткани предназначенное для вытирания лица, тела).
3) Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный слон – очень большой слон, тот, который выше других).
4) Постановка разных по форме вопросов («Это собака большая или маленькая?», а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, доступными по содержанию. Нужно обучать детей самостоятельной постановке вопросов.
5) Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; подбор однокоренных слов.
6) Распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
7) Составление предложения по опорным словам.
8) Объяснение педагогом значений слова.
9) Замена авторских слов словами, близкими по значению;
10) Подбор слов для характеристики героев.
В раскрытии особенностей словарной работы при ознакомлении с художественной литературой важен вопрос о выборе лексического материала.
Цель проекта: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Комплекс занятий разработан в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», а также в соответствии с рабочей программой ДОУ
При разработке комплекса занятий, направленного на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой я использовала методическое пособие А. Л. Арефьевой «Лексические темы по развитию речи для детей 4-8 лет». По этому пособию мной была выбрана тема «Защитники отечества», т. к. реализуется в соответствии с рабочей программой ДОУ. По календарно-тематическому плану на май месяц заявлена тема «Моя Родина».
В комплекс занятий входит 12 занятий, т. к. будет проводиться по 3 занятия в неделю. Каждое занятие рассчитано на 25 мин, что соответствует возрастным особенностям детей (5-6 лет). Использованы такие методы словарной работы как : показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, объяснением происхождения данного слова, употреблением расширенного значения уже известных словосочетаний, постановка разных по форме вопросов, акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку, объяснение педагогом значений слов.
Комплекс направлен на развитие обществоведческого словаря : слов, обозначающих явления общественной жизни, а именно об армии.
В комплексе использована «Диагностика уровня развития словаря» Автор: Ф. А. Сохин. Я спрашивала ребенка, что означает то или иное слово, называла слово и задавала вопросы : «Что такое?», «Что значит?» В качестве словесного материала использовала разные слова. Объяснение многозначных слов раскрывает глубину понимания детьми смысла.
Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.
1. Высокий уровень. Дети определяют значение слова по функциям предмета (конструктором строят что либо) или по родовым понятиям (конструктор – это игрушка для детей).
2. Средний уровень. Ребенок дает описание предмета, указывает на отдельные признаки (Мяч круглый, у меня есть мяч).
3. Низкий уровень. Дети не могут определить значение слова.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений.
2. С. Ушакова, Е. М. Струнина Развитие речи детей 5-6 лет : програм-ма, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения/авт. -сост. -2-е изд. – 2014.-272с.
3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М., Мозаика-Синтез, 2009.
4. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. 2006.
5. Выготский Л. С., Психология развития ребенка. – М., 2006
7. Гербова В. В. Учебно –методический комплект к программе От рождения до школы развитие речи в детском саду : подготовительная к школе группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014
8. Гридина «Объяснение словаря детских инноваций», 2012
9. Арефьева А. Л. методическое пособие «Лексические темы по развитию словаря детей 4-8 лет»