света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по теме «Транспорт» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Транспорт»
Разделы Содержание
Развитие общей и мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Машина»
Заведу мою машину
(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)
Би-би-би, налью бензину.
(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)
Крепко-крепко руль держу
(имитировать движения водителя)
На педаль ногою жму.
(топать правой ногой)
Физминутка «Машины» (дети двигаются по группе с воображаемым рулем)
На улице нашей Машины, машины.
Машины малютки, Машины большие.
Публикация «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по теме „Транспорт“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
Когда все «машины проехали» один из
детей - пешеход - переходит улицу и произносит эти слова.
- Эй, машины, полный ход,
Я - примерный пешеход:
Торопиться не люблю.
Нам дорогу уступлю.
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, рельсы, такси, маршрутка, вагон, вокзал, самолет, ракета, пилот, корабль, катер, парус и т. д
Прилагательные: грузовая, легковая, спасательный (круг, наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт, моторная, подводная (лодки) и т. д
Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь, пропускать (пассажиров, уступать (место, обходить.
Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.
Задание 1.
Рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.
Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.
Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.
Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.
Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т. д.
Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.
Задание 2.
Дидактические игры
Подобрать действия к предметам
Поезд (что делает) – едет по рельсам; самолет (что делает) – …; пароход (что делает) –…; вертолет (что делает) – …; велосипед (что делает) – …
«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)
Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, и т. д.).
«Кто чем управляет?»
Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… «Четвертый лишний» (развитие логического мышления).
Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?
Пароход, лодка, самолет ( предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка относятся к водному транспорту).
• Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
• Пароход, лодка, самолет, парусник.
• Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
• Самолет, вертолет, ракета, велосипед.
Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)
Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т. д. ; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т. д.
Задание 4. Отгадать загадки о транспорте
• Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)
• Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
• Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город. (Метро)
Игра «Закончи предложение.»
Автобус едет быстро, а электричка еще (быстрее).
Вертолет летит высоко, а самолет еще (выше).
Катер сигналит громко, а пароход еще (громче).
Автомобиль стоит близко, а велосипед еще (ближе).
Развитие речевого слуха.
Налили бензину.
Завели (машину).
Сели мы в машины,
Зашуршали (шины).
Опустела мостовая,
И уехали (трамваи).
Хочешь ехать – не зевай!
Отправляется (трамвай).
Нажимаю на педаль
И машина мчится (вдаль).
Вот бежит, поднявши пыль,
По шоссе… (автомобиль).
Нам проехать нехитро
Через город на (метро).
Подготовлен самолет
Он отправиться в (полет).
Развитие артикуляц. и дыхательн. аппарата 1. Упражнение на дыхание «Ветерок». Подуем на «кораблик» : воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
2. Развитие речевого дыхания и голоса.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
3. Упражнения для щек и губ.
Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
4. Упражнения для языка.
«Лодочка». Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал», то касаться ими «желобка».
«Вагон на рельсах». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
«Самосвал высыпает груз». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.
«Летит самолет»--кончик языка зажать между зубами. Произносить длительно звук л-л-л-л-л. Руки—это крылья самолета. Показать как он летит.
«Заводим моторчик»-- улыбнуться, открыть рот. Во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Индивидуальная работа: