света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по теме «Дикие животные зимой» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дикие животные зимой»
Разделы Содержание
Развитие общей и мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Белка». (дети выполняют двумя руками «Игру на рояле»)
В сосне дупло, В дупле тепло.
А кто в дупле? Живет в тепле?
А живет там белочка, Белочка-карелочка,
Непоседа егоза, Словно бусинки глаза
Физминутка «Колобок»
Колобок, колобок, Колобок — румяный бок.
По дорожке покатился
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку,
Публикация «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей по теме „Дикие животные зимой“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Экологическое воспитание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Всем играл на балалайке.
У лисы спел на носу,
Больше нет его в лесу. Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.
Бегут на носочках, держа руки на поясе.
Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца.
Изображают игру на балалайке.
Пляшут вприсядку.
Разводят руками.
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи
Словарь
Предметный: медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, лось, олень, шкура, рога, иголки, хвост, лапы.
Глагольный: жить, догонять, прыгать, лазать, скакать, ловить, охотиться, спасаться.
Признаков: сильный, слабый, опасный, косолапый, трусливый, колючий, быстрый, хитрая, ловкая
Лексико-грамматические игры и упражнения
«Кто кем был?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творит, падеж)
Медведь был. (медвежонком).
(белка, еж, волк, лиса, лось, барсук, бобер, заяц и т. д.)
«Узнай зверя по описанию» (формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей)
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
«Чей детеныш?» (употребление притяжательных прилагательных) :
Лисенок - это лисий детеныш
Волчонок -. Лосенок -.
Бельчонок. Барсучонок -.
Зайчонок. Бобренок -.
Медвежонок -. Ежонок.
«Сосчитай» (согласование числительных 1,2,5 с существительными в роде, числе и падеже) :
Одна лиса, две лисы, пять лис.
(белка, еж, волк, лось, барсук, кабан, заяц)
«Назови семью» (закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей)
Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица, детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха, детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха, детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица, детеныш - … (лисенок).
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных)
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
«Кто чем питается?» (закрепление формы винительного падежа существительных)
- Травоядные: заяц (траву, кору деревьев, белка (орехи, грибы, лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).
- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу, волк (зайцев, овец, телят, лиса (кур, гусей, зайцев, мышей, рысь (мясо животных).
«Какой? Какая?» (формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными)
Волк (Какой) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой) – большой, лохматый, косолапый, сильный, бурый.
Лиса (Какая) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая) - запасливая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
Развитие связной речи:
«Составление рассказа-описания» (формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему)
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).
«Что делает?» (развитие связного высказывания, формирование умения употреблять в речи глаголы)
Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово - действие и заканчивают предложение.
Белка:
1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает) - прыгает.
2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)
3. Белка с удовольствием орешки (грызет)
Медведь:
1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)
2. В зимнее время медведь… (спит)
3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)
Волк:
1. Волк за зайцем (охотится).
2. Волчица о волчатах (заботится) и т. д.
«Хвосты» Воспитатель рассказывает детям сказку.
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по
лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их,
надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?»
Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий).
Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.
Текст для пересказа «МИТИНЫ ДРУЗЬЯ»
Зимой лосиха с лосёнком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи. Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков. Впереди беглецов лесная сторожка, ворота раскрыты. Сзади — волки. Лоси бросились прямо в ворота. Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя выглянул за ворота, а там волки. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга, и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки.
Вопросы:
Где ночевали лосиха с лосёнком?
Какое время года было в лесу?
Почему лосиха насторожилась?
Кого увидели лоси?
Куда прибежали лоси?
Что делал Митя во дворе?
Как Митя помог лосям?
Развитие артикуляц. и дыхательн. аппарата Мимические упражнения.
1. «Злой волк» : выражение лица злое, брови нахмурены.
2. «Хитрая лиса» : улыбнуться, хитро прищурив глазки.
3. «Трусливый зайка» : выражение лица испуганное.
4. «У зайки болят зубы» : страдающее выражение лица.
Дыхательные упражнения.
«Согреем лапки» : подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.
Зайке холодно в лесочке:
Греет лапки под кусточком.
Артикуляционные упражнения.
1.«Пощёлкать зубами» : как это делает злой волк.
2.«Зайка» : покусать верхними резцами нижнюю губу.
3.«Заяц грызёт кочерыжку» : покусывать язык, постепенно втягивая его в рот
4. «Хвостик» : покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.
5. «Зайка играет на барабане» -- улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык упирается в верхние зубы, рот открыт.
6. «Волчок заводит моторчик» --открыть рот, язычок за верхними зубами, губы в улыбке. Во время произнесения звука Д-Д-Д-Д производить колебательные движения чистым пальчиком из стороны в сторону.
Речевая гимнастика:
Су-су-су, су-су-су.
Белку видели в лесу.
Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо - громче- громко) :
Са-са-са, са-са-са,
Вот бежит леса.
Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).
Индивидуальная работа: