света голобородько
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Лексическая тема «Хлеб» (старшая группа)
Лексическая тема «Хлеб»
Подвижная игра «Золотая рожь»
Ветерок спросил, пролетая: Бегут по кругу на носочках, руки на
поясе.
— Отчего ты, рожь, золотая? Меняют направление бега.
А в ответ колоски шелестят: Останавливаются, руки вверх, накло
ны в стороны.
— Золотые руки растят! Два наклона к носочкам.
Е. Серова
Пальчиковая гимнастика «Каша»
Каша в поле росла, Поднимают руки вверх, шевелят
пальчиками.
К нам в тарелку пришла. «шагают» пальчиками по столу
Всех друзей угостим, мешают указательным
Публикация «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, Лексическая тема „Хлеб“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
По тарелке дадим. пальцем правой руки в ладошке левой.
Птичке-невеличке,
Загибают по одному пальчику на
Зайцу и лисичке, обеих руках на каждое название.
Кошке и матрешке —
Всем дадим по ложке.
Лексико-грамматические игры и упражнения
1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков) : булка (какая) – … пирог (какой) — …
2. Назови ласково: булка – булочка
колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник — …
3. Образуй признаки (от предметов) : хлеб – хлебный
пшеница — пшеничный рожь — ржаной
4. Один – много (множественное число существительных) : батон – батоны
колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …
5. Есть – нет (родительный падеж единст. числа) : батон – нет батона
колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …
6. Посчитай: Один колос, два, три, четыре…., пять… Одна мельница,
две, три, четыре, пять…
Игра «Самый умный» (образование относительных прилагательных)
Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.
Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.
Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.
Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.
Мука из ржи. /Ржаная мука/.
Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.
Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.
Игра «Доскажите вторую часть пословицы» (развитие связной речи)
* Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно)
* Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
* Хлеб – всему … (голова).
Игра «Родственные слова» (подбор однокоренных слов)
Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.
Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.
Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.
Посуда для хлеба. /Хлебница/.
Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.
Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.
Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.
Игра «Доскажи словечко» (подбор рифмы)
Зерно, скорее созревай, Испечём мы (каравай).
Для больших и малышей, Будет много (калачей).
Для маленькой публики Свяжем в вязку (бублики).
Всем без исключения – Вкусное (печенье).
Наберём зерна мы вволю На пшеничном зрелом… (поле).
Игра «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу» (образование падежных форм существительных)
Я знаю пословицу о …. (хлебе).
Мама купила пшеничный …. (хлеб).
Дети едят суп с … (хлебом).
Ваня пошел в магазин за … (хлебом).
Я не люблю есть суп без …. (хлеба).
У меня дома нет … (хлеба).
Игра «Каким бывает хлеб?» (подбор прилагательных к существительному)
Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, белый, ржаной, пшеничный, чёрствый, …
Игра «Какой хлеб?» (подбор прилагательных к существительному)
Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.
Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.
7. Выучи стихотворение.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Диалог; «Откуда хлеб пришел».
Откуда хлеб пришел? — Из магазина.
А в магазин как попал? — Из пекарни.
Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.
Из чего? — Из муки.
Из чего мука? - Из зерна.
Откуда зерно? - Из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? — Выросла в поле.
Кто ее посеял? – Колхозники
Артикуляционная гимнастика
Упражнение на дыхание «Горячие пироги». И. п. : сидя на стуле, одна рука – на животе, другая – на спине. Втягиваем живот и набираем воздух в легкие, опускаем грудь и выдыхаем воздух, произнося звук «ф-ф-ф-ф».
2. Упражнения для мышц шеи «Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков о, у.
3. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
«Жуем твердый бублик». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
4. Упражнения для губ и щек
«Кофейник и чайник». Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
«Горячий чай». Надувать обе щеки одновременно. Затем—сдуть обе щеки.
5. Упражнение для языка.
«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Подержать в таком положении на счет до 5-6.
«Рулет». Рот открыт, губы в улыбке. Приподнять узкий язычок посередине. Подержать в таком положении на счет до 5-6.
«Пирожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «чашечку».
«Рожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
«Месим тесто». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д».
Индивидуальная работа: