толмачева александра
Мастер-класс «LEGO-конструирование как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
ТЕМА: LEGO конструирование, как средство развития
творческого потенциала детей старшего возраста
«Конструирование – «продуктивный вид деятельности
дошкольника, предполагающий создание конструкций
по образцу, по условиям и по собственному замыслу» .
А. Р. Лурия
Публикация «Мастер-класс „LEGO-конструирование как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В связи с введением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным методическим пособием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов.
У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю». Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Цель LEGO – конструирования : содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструированием.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
2. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
3. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
4. Развивать операции логического мышления;
5. Развивать познавательную активность, воображение, фантазию и творческую инициативу;
6. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
7. Формировать предпосылки учебной деятельности, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
.Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру НОД по «Речевому развитию», «Развитию элементарных математических представлений», и др.
Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего - элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста не требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Вопрос аудитории: давайте дадим лучшему в мире конструктору небольшую характеристику.
Безопасность.
Широкие игровые возможности.
Польза. Развивает воображение, творческие способности, логическое мышление.
Наличие большого количества разнообразных серий.
Универсальность. Подходит для всех возрастов : для девочек и мальчиков и даже взрослых.
Легкий сбор и разбор конструкций.
Это возможность коллективной игры.
Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру НОД по «Речевому развитию», «Развитию элементарных математических представлений», и др.
Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего - элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста не требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Лего-технология является ярким примером интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Мы попытаемся сегодня познакомить вас с некоторыми из вариантов применения лего- конструирования в различных образовательных областях.
Познавательное развитие
В процессе лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве. В НОД познавательного характера ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же».)
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам один из приёмов использования Лего в математическом развитии детей.
(выкладываю цифру и состав числа с помощью кубиков Лего)
«Количество и счет» (формирование представлений о числе и количестве).
Состав числа
Больше – меньше т. д
«Волшебная лесенка»
Пример заданий:
Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.
Основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.
«Величина» (развитие представлений о величине).
Сравнение величины построек.
Развитие представлений о форме.
Речевое развитие.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
Применяем Лего и в процессе подготовки к обучению грамоте.
Задание: Звуки
-У меня брусочки красного и желтого цвета. Красным конструктором обозначаем гласный звук А, остальные гласные обозначаем желтым цветом. Развиваем умение слышать только гласный звук А. (выполнение)
-Точно также мягкие и твердые согласные. (Выполняем)
-Предлагаем составить образ буквы из кирпичиков Лего;
-построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука;
-выложить столько кирпичиков Лего на наборное полотно, сколько они слышат слов в данном предложении.
-Можно использовать при звуковом анализе слова.
Пример: «ДОМ»
С помощью построек из конструктора, можно использовать элементы для описания игрушки, животного; сюжетов реальных событий быта (принятие гостей, вечерние занятия, выходной день, домашний праздник и др., сюжетов литературных произведений с помощью построек из конструктора. Рассказывание знакомых сказок и историй, конструируя сюжеты из Лего.
Вывод
Игры с конструктором развивают :
образное мышление (в действительности, ребенок реализует задуманное)
пространственное мышление ( на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже
мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз)
фантазию (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т. д.)
способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).
Желаю дальнейших творческих успехов!