Ирина Маркова
Методические рекомендации «Тестопластика как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Золушка»
г. Рассказово, Тамбовская область
Методические рекомендации на тему :
«Тестопластика, как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Маркова Ирина Евгеньевна - воспитатель
2018
Творчество - это деятельность,
в которой раскрывается духовный мир личности,
это своеобразный магнит,
Публикация «Методические рекомендации „Тестопластика как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
который притягивает человека к человеку.
Сухомлинский В. А.
Пояснительная записка
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких диффе-ренцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамиче-скими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
Основная часть
Целью методической разработки является раскрытие творческих спо-собностей посредством тестопластики.
В данной работе используются следующие современные образовательные технологии: личностно – ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.
Личностно – ориентированная технология.
Цель. Приоритет личностных отношений. Индивидуальный подход к воспитанникам. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка.
При планировании непосредственно образовательной деятельности учитывается, какие знания, умения, навыки по данному материалу уже накоплены воспитанниками и продумыватся творческие задания, проблемные ситуации, позволяющие ребенку самому выбрать вид и форму работы.
Используется интегрированное построение непосредственно образовательной деятельности. Применяется дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения. При формировании групп учитывается степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, особенности развития психических процессов.
Игровая технология /В. Воскобович, О. В. Солнцева, Б. П. Никитин, З. А. Михайлова/
Цель. Социально-личностное развитие детей; повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры.
Развитие психических качеств : внимание, память, воображение, умст-венные способности.
Используются различные формы проведения: игры – путешествия, игры – развлечения, конкурсы и викторины, сюжетно-ролевые игры, игры фантазии и импровизации и др.
Здоровьесберегающая технология (В. Ф. Базарный, В. Г. Алямовская, Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев)
Цель. Сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоро-вью.
В группе созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья.
Особое внимание уделяется двигательной разминке во время перерыва между занятиями, психогимнастике для снятия утомления, гимнастике для глаз, дыхательной гимнастике, физкультминутке, пальчиковым играм.
Для совершенствования образовательного процесса разработаны задачи, этапы реализации программы, формы, методы и приемы организации образовательного процесса.
Задачи:
Обучающие:
Учить:
-передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира;
-основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
-обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, так-тильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие :
Развивать :
-мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- интерес к процессу и результатам работы.
Воспитательные:
Воспитывать:
-отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помо-гать им;
-желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный.
Подбор литературы, приобретение материалов и оборудования; под-бор художественной литературы и музыки.
2. Основной.
Продуктивная творческая деятельность.
3. Итоговый.
Рассматривание итоговых детских работ. Выставка по итогам работы.
Необходимый материал для работы с тестом :
солёное тесто, клеёнка, стеки, краски (гуашь, бросовый и подручный мате-риал (спички, проволока, зубочистки, расчёска, чесночница и т. д.).
Организация образовательного процесса:
- Занятия проводятся 1 раз в неделю, проводятся с детьми 3-4 лет
- Оптимальное количество детей в группе – 10 человек.
- Длительность занятий 15 минут.
Формы организации работы с детьми:
- Групповая
- Индивидуальная
Особенности проведения:
Во время работы используется кратковременный отдых (физкультминутки).
Используется метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, даёт нужные советы).
Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся делать скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание, выполняя различные предметы.
На занятиях используется художественное слово, музыка, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие
Методы и приемы :
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
6. Словесный метод - беседа, рассказ, объяснение, пояснение, вопросы, словесная инструкция.
7. Наглядный метод - рассматривание наглядных пособий и поделок, показ выполнения работы.
Данные методические рекомендации могут быть использованы для достижения детьми следующих результатов:
- умение находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их воплощение в лепке;
- умение самостоятельно выбирать способы создания выразительных обра-зов, используя и реализуя для этого основные технические приемы, которые они освоили;
- работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;
- умение использовать инструменты необходимые для работы;
- получение эмоционального удовлетворения от занятий лепкой.
Заключение.
В результате освоения программы у детей :
- развиваются коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, познавательный инте-рес и активность;
- повышается интерес к занятиям, уровень самооценки, уверенности в себе;
- достигается высокий уровень мотивации, осознанной потребности в творческой деятельности за счет собственной активности ребенка;
- улучшается психоэмоциональное самочувствие и здоровье.
Список рекомендуемой литературы :
1. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
2. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002- 142с.
3. Т. С. Комарова, Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. : «Просвещение», 1991- 176 с.
4. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидакти-ка» 2007
5. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
6. Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М. : «Просве
7. щение», 1985 -140 с.
8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.