tatijna baranova
Теоретический анализ работы педагогов по формированию представлений об окружающем мире
▼ Скачать + Заказать документы
1.3. Анализ опыта работы педагогов по формированию представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста
Знакомство с окружающим миром – один из важнейших разделов работы с детьми раннего возраста.
Анализируя опыт работы педагогов по формированию представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что многие педагоги-воспитатели используют в своей работе дидактические игры.
Публикация «Теоретический анализ работы педагогов по формированию представлений об окружающем мире» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий, и наглядных представлений.
Для младшего дошкольника типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-образного мышления. Маленькому ребенку в постижении окружающего мира помогают взрослые.
Обучение детей на занятиях по ознакомлению с природой осуществляется разными методами (наблюдение, рассматривание картин, игрушек и т. д., широко используются активные действия детей (предметные, продуктивные, игровые, включенные в игры, инсценировки с игрушками). Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. В соответствии с этим используются и разнообразные словесные методы (чтение художественного произведения, рассказ воспитателя).
Во время проведения прогулок воспитатель, как правило, обращает внимание ребенка на окружающую природу. Не спеша, давая внимательно рассмотреть то, о чем говорит, взрослый рассказывает о природных изменениях окружающего мира в различные времена года. Осенью дети вместе с воспитателем рассматривают деревья на участке группы: (как изменяется цвет листьев, как они опадают с дерева при малейшем дуновении ветра, как природа засыпает, трава становится коричневой и желтой, цветы опускают свои головки и засыхают).
Дети в это время любят собирать красивые листья, поднимая их с земли, они ощущают их в своих маленьких ручках, листья шуршат под их маленькими ножками, дети внимательно слушают осень. Собирают красивые букеты, тут же разбрасывают их, получая массу удовольствия, и формируя при этом мелкую моторику рук, обогащая свои сенсорные ощущения. Все это, несомненно, развивает восприятие ребенком окружающего мира, обогащает его речь и интеллект.
Воспитатель обращает внимание детей и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще и чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Взрослый объясняет ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки.
Наступает зима: выпадает первый снег. Приближаются новогодние праздники. Елки, расположенные на участке взрослые наряжают бумажными игрушками. Дети радуются, это вызывает у них положительные праздничные эмоции. На прогулку ребята берут с собой лопатки и играют ими, копая снег. Совместно с взрослыми они учатся лепить снеговика, катая снежные комки, которые быстро увеличиваются в размере. А потом происходят интересные игры с вылепленным снеговиком.
Птицы реже появляются, им трудно искать корм. Для этого на участке установлена кормушка. Собираясь на прогулку, воспитатель берет с собой зерно или хлебные крошки. На участке дети наблюдают за кормлением птиц из кормушки. Все это учит детишек любить родную природу, беречь окружающую среду.
Как показывает практика, правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе. Занятия по ознакомлению с природой дают возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.
Существуют различные методы ознакомления ребенка с природой, окружающим миром. В том числе и словесные беседы в помещении группы, показ наглядного материала, дидактическая игра.
Представления о мире, отношение к людям формируется в течение 3-4 лет после рождения (Ж. Пиаже, Э. К. Суслова, О. Н. Юденко). В Забайкальском крае в 2010 году разработали модель педагогической стратегии этнокультурного образования дошкольников. Так, в МБДОУ №16 «Дюймовочка» разработан проект «Забайкальские кружева». Детей знакомят с традициями и обычаями родного края в уголке крестьянского быта, где представлены экспонаты старинной кухонной утвари, мебели, одежды. В театрально-речевой студии «Матрешки» дошкольники участвуют в театрализованных играх и спектаклях по сказкам забайкальского народа. При участии родителей сформирован мини-музей «Куклы наших бабушек» (обереговые, обрядовые и игровые). В группах во время режимных моментов звучат песни забайкальского народа, читаются произведения забайкальских авторов.