Надежда Баранова
Описание опыта работы «Безопасность детей в окружающем мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения дошкольников.
1. Отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения.
2. Применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Опыт работы, практика
- Темочки
3. Осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении и ее осуществление при изменении характера взаимодействия с ребенком.
Отбор доступного детям содержания осуществляется мной на основе принципов построения программ для ДОУ; требований к образовательным программам по ОБЖ и результатов диагностики безопасного поведения у дошкольников. Я считаю целесообразным группировать в блоки по видам опасных ситуаций, в зависимости от имеющегося у дошкольников опыта, а также сложности и распространенности самих потенциально опасных ситуаций. Структура содержания знаний и умений безопасного поведения выглядит так.
Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ДПС. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад по схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закрепить правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.)
Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «один дома», «потерялся», «заблудился». Формировать умение обращать за помощью к взрослым.
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», 112.
Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес и телефон.
Свою работу по теме я начала вести с детьми 3-7 лет, так как у детей есть определенный жизненный опыт. И к 6-7 годам начинает формироваться произвольность мышления и поведения. Целью своей работы я определила – формирование у дошкольников элементарных знаний и умений, обеспечивающих их безопасность.
Для реализации этой цели мной решаются следующие задачи:
1. Определение и систематизация знаний, умений и навыков, необходимых и доступных детям дошкольного возраста.
2. Разработка системы ООД по основам безопасной жизнедеятельности.
3. Подбор методической, познавательной художественной литературы по теме.
4. Подбор и систематизация материалов для работы с родителями.
Закрепление знаний и умений проходит в повседневной жизни через:
- введение новых ролей в ролевые игры;
- настольно-печатные игры и развивающие игры;
- соблюдение выработанных правил поведения в совместных играх и на прогулке;
- индивидуальные беседы и упражнения;
В ноябре и мае я провожу диагностирование детей. В диагностические карты вошли вопросы, позволяющие определить уровень теоретических знаний, практических умений и сознательности поведения.
В своей деятельности я использую разнообразные формы работы :
-комплексные занятия;
-беседы;
-ознакомление с художественной литературой;
-беседы по иллюстрациям, сюжетным картинкам;
-развлечения, досуги;
-игры (словесные, дидактические, ролевые, драматизации, подвижные);
-создание условий для самостоятельной деятельности детей.
А также различные методы работы с детьми :
-индивидуальные и групповые беседы;
-создание игровых ситуаций;
-совместные наблюдения;
-опыты;
-решение логических задач;
-ИКТ;
-проектная деятельность.