Приложение МААМ

Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников посредством музыки

Анастасия Белозерова
Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Исследованию проблемы развития эмоциональной сферы посвящено значительное количество работ зарубежных и отечественных исследователей. Проанализировав работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др., мы выявили, что эмоциональная сфера – это, в первую очередь, выражение характера, темперамента, проявляющееся в определенных чувствах и эмоциях. Определяя силу и динамизм проявления чувств, эмоциональная сфера представляет собой совокупность личностных качеств. Она является регулятором отношений личности к внешнему миру, по сути, выполняет защитную функцию, рассказывает окружающим о состоянии человека. Поэтому содержание понятия «эмоциональная сфера» связана, в первую очередь, с описанием содержания понятий «эмоции» и «чувства».

Публикация «Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников посредством музыки» размещена в разделах

Эмоции – это особое явление, которое знакомо каждому человеку на бытовом уровне. Эмоции – определённая ступень психологического состояния, выраженная в форме конкретного переживания по отношению к людям и окружающему миру. В «Кратком психологическом словаре» дано следующее определение эмоций : «Эмоции человека конкретные чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев, к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение, к сложившимся или возможным ситуациям и т. п.» [52, с. 38].

Говоря о развитии эмоций в дошкольном детстве, Г. А. Вартанян и Е. С. Петров в работе «Эмоции и отклонения» отмечают, что основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей [18, с. 26.

Постепенно ребёнком дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоции интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами помогает ему глубже осознать переживания другого [18, c. 26].

Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Из всех определений одно из самых кратких принадлежит К. Ланге: «эмоции это душевные движения» [Цит. по: 44, с. 7. Именно такое понимание и определение эмоций является наиболее распространённым и наиболее устоявшимся в психологической литературе.

Рассмотрим, как трактуется понятие «чувство» в психолого- педагогической литературе. Слово «чувство» заимствовано из старославянского. Слово «чути» встречается во многих славянских языках в значении слушать, чуять, понимать, чувствовать [33, с. 5. Несмотря на то, что чувства являются специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе [33, с. 5.

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. По мнению Д. Б. Эльконина: «Чувства это выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности» [75, с. 7].

Чувство эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.

Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Чувства могут иметь различные уровни конкретности от непосредственных чувств к реальному объекту до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя существуют свои биологически обусловленные основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

Чувства дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, а эмоции остаются трудно контролируемыми, так как они связанны с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Роль эмоций в деятельности дошкольника изменяются, начинают осваиваются экспрессивные формы, выражения эмоций интонация, мимика, пантомимика.

Огромное влияние на эмоциональную сферу оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребёнка и усложнения его отношений с окружающим миром, у дошкольника начинает формироваться чувство долга.

Моральное сознание, которое является основанием этого чувства, способствует пониманию ребёнком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Самое яркое чувство долга демонстрируется у детей старшего дошкольного возраста. Развитию удивления, радости открытий всему этому способствует интенсивное развитие любознательности. Важное место в сознании старшего дошкольника занимает педагог. Отношение педагога к ребёнку, его оценки, его высказывания, пожелания и требования определяют в большей степени и самочувствие ребёнка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У старших дошкольников сложный комплекс переживаний это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе.

Эмоциональная сфера развития дошкольника тесно связано с развитием у него новых интересов, мотивов и потребностей. А. Н. Леонтьев высказывается об аффектах следующим образом: «К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффектами называют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания [Цит. по: 41, с. 72.

Для чего же детям старшего дошкольного возраста нужны эмоции? Возможно, было бы лучше без них? Ребёнок шестого года жизни очень эмоционален. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, придавая им особую окраску, он полон экспрессии, его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребёнок, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребёнка, и эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие люди (мама, папа, бабушки, дедушки и т. д.) любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, оказывают внимание, тогда ребёнок испытывает эмоциональное благополучие чувство уверенности и защищенности. Ребёнок развивается жизнерадостным, активным физически и психически, эмоциональное благополучие ребёнка способствует нормальному развитию личности. У ребёнка вырабатываются положительные качества, доброжелательные отношения к другим людям, и именно взаимная любовь в семье учит ребёнка любить самому. Чувство любви, нежности к родным людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребёнка как психологически здоровую личность.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений, всё, что ребёнок представляет на протяжении всего своего возраста, вся его деятельность является эмоционально-насыщенной. Всё, во что вживается ребёнок дошкольного возраста, будь это игра, рисование, лепка, музыкальные занятия, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т. д. всё это имеет насыщенную эмоциональную картинку, иначе деятельность не состоится, или быстро разрушится. В силу своего психологического возраста, дошкольник, ещё не способен делать то, что ему неинтересно.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

Эмоциональная сфера дошкольника определяется как одна из сфер проявления темперамента, выраженная в виде разнообразных эмоций и чувств. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение, она включает в себя эмоции, эмоциональные состояния и чувства. Эмоции это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, а чувства это своеобразно выраженное.

Просмотрев и проанализировав характеристики эмоций, предложенные авторами, мы остановились на определении эмоций как особого класса психических процессов и состояний человека, который включает в себя такие характеристики как: идентификация (распознание) эмоций, эмоциональные представления, уровень произвольного выражения эмоций.

Эмоциональная сфера дошкольника это система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста связано с развитием всех социальных и психических процессов в становлении его личности. Велика роль эмоций в управлении поведением ребенка. Авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка возможно на любом этапе взросления. Особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребёнок должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллектив сверстников.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников посредством музыки
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 13:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников посредством музыки» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Белозерова (УИ 385891) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД