Бакурова Лариса Николаевна
Теоретические основы процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Бакурова Лариса Николаевна
Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К данной категории относятся дети, которые имеют некоторые отклонения в развитии как в физическом, так и в психологическом плане. Фраза «ребенок с ОВЗ» означает о необходимости создания специальных условий для жизни ребенка, в том числе и в образовательном учреждении, в которое поступает ребенок. Появление ребенка со статусом ОВЗ в дошкольных группах образовательного учреждения побуждают педагогов искать, находить и применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического процесса. На данный период эта проблема становится еще более актуальной, так как дети этой категории тоже хотят жить и радоваться жизни, принимая в ней посильное участие. Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим, служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущению нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности. Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. Исходя из возможности детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:
Публикация «Теоретические основы процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
-оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера;
- на занятиях предоставляется возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;
-нормализация и регуляция психических процессов и свойств : восприятие, внимание, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
-тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений, формирование правильной осанки и походки;
-развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;
-обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.
Музыкальные способности-персональные психологические характеристики личности, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в сфере музыки. В той, или иной степени музыкальные способности появляются фактически у всех людей. Ярко воплощенные, персонально проявляющиеся музыкальные способности именуют-музыкальной одаренностью.
Музыкальные способности представляют собой условно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических качеств. Они имеют все шансы уцелеть после утраты умственных возможностей в следствии психических болезней, а еще находиться у людей, страдающих слабоумием. Порой совокупность музыкальных способностей обозначают единым понятием «музыкальность». По определению Б. М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических отличительных черт, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной работы. В прочем это определение музыкальности не принимает во внимание каких-либо тонких качественных черт этого явления. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду традиционно «количественный аспект», понятие «музыкальность» отображает «качественный аспект» эмоционального взаимодействия личности и музыки.
Проблема диагностики музыкальности, содержит в себе интересное противоречие. В практических упражнениях с ребенком, относительно не сложно выделить детей с ярко выраженной музыкальностью. Но достигнуть конкретного ответа на все возникающие здесь вопросы, исследователям не удается. В иностранной музыкальной тестологии, поиски признаков музыкальности, проводятся на базе исследования способности создавать звуковые структуры. Из числа отличительных показателей музыкальности, называют, кроме того раннее проявление музыкального слуха, присутствие устойчивой необходимости и избирательности в музыкальных эмоциях, музыкальную активность (стремление слушать, напевать, придумывать музыку, природную (т. е. не привитую педагогом) выразительность исполнения.
Нередко неспособность к музыке, изъясняют отсутствием или же очень невысокой степенью выраженности музыкальных способностей. С эмоциональной позиции это не совсем правильно. Неспособность к музыке невозможно перепутывать с амузиями (патологическими нарушениями психических функций) и с музыкальной неразвитостью, вызванной отсутствием воспитательного музыкального действия.
Задатками, в психологии именуют врожденные анатомо-физиологические, нейрофизиологические отличительные черты личности (например, качество органов чувств, движения, высшей нервной деятельности и др., имеющие весомо значение для становления способностей. Задатки многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности, в зависимости от характера требований, что предъявляются к человеку в ходе освоения какой-нибудь деятельности. Задатки-природная база отличий людей по способностям. В задатках неизбежно смешиваются факторы наследственные (генетически обусловленные, врожденные (связанные с условиями внутриутробного развития, возрастные (психологические отличительные черты, свойственные любой возрастной ступени развития) и социально-культурные. Отделить их друг от друга чрезвычайно тяжело. В развитии задатков взаимодействуют процессы биологического созревания, действие среды (обучение и воспитание) и отличительные черты работы органов чувств и движения при выполнении деятельности. Задатки не создаются в ходе развития и воспитания, но и не пропадают, в случае если отсутствовали нужные условия для их обнаружения. При схожих действиях задатки меняются у различных людей разнообразно. Вероятна, к примеру, так называемая взрывная реализация задатка, т. е. взрывное формирование способности : способность складывается на протяжении дней, недель, как это случается у некоторых вундеркиндов. В аналогичных случаях скорость формирования способности рассматривается как показатель высочайшей представленности задатка. Но вполне возможно и постепенное выявления задатка, достаточно медленное и настолько же полноценное формирование на его базе предопределенной способности.
Музыкальный слух-одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает не возможными занятия музыкальной деятельностью как таковой. Развитие у детей музыкального слуха, прежде всего его главной, звуковысотной «составляющей», во многом зависит от направленности и организации тех видов музыкальной деятельности, которые в данном случае являются приоритетными. К ним, как уже отмечалось, в первую очередь относится пение-один из основных и наиболее естественных видов музыкальной деятельности дошкольников.
Применение речи в обучении музыке- один из основных видов преподавательских принципов К. Орфа. Он заключается не столь в самом прецеденте применения речи, сколько в мировозренческом подходе к ее значимости значению в первоначальном обучении музыке.
Речевой слух-одна из основ слуха музыкального. Малыш обучается пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. Образное моделирование и воссоздание высотных, ритмических и динамических соотношений звуков с поддержкой голоса, дают возможность ребенку ощутить интонационный смысл музыкального звучания и раскрыть полный ряд ассоциативных чувств. Подобная работа дает возможность дошкольнику раскрыть представляемые особенности исследуемых предметов в игровой ситуации и образно почувствовать себя в их роли. Это обуславливается тем, что детям дошкольного возраста с ОВЗ, характерно одушевлять, «возрождать» безжизненные предметы реальности. Подобное «олицетворение» содействует формированию вымышленной ситуации и зарождению игровой деятельности.
Интересны игровые упражнения с применением «собственных» музыкальных инструментов, они считаются значимым шагом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т. к. предоставляют ребенку шанс просто изучить и осознать понятие ритма (ритмического рисунка, образующего необходимый компонент мелодического движения. Использование на занятиях детских музыкальных инструментов, способствует решению следующих коррекционных задач:
-развития внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного выступления и исполнения;
-формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д. ;
-развитие мелкой моторики при игре на треугольнике, колокольчиках и т. д. ;
-развитие музыкально-ритмического чувства;
-формирование навыков коллективной деятельности. Например: русские народные песенки, потешки, детские песенки, небольшие пьесы, марши и т. д. ;
В теле человека находится и заключено все, что нужно для продуцирования и исполнения музыки. Многообразие тембров, образующихся при ударе ладошками по его разным частям, абсолютно соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты-это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др.
Значение словесного метода в формировании музыкального восприятия также весьма велико. Речь идет не о каком-либо пересказе (занятие бессмысленное и вредное, а о потребности углубить понимание музыки ребенком. С помощью эффектного исполнения и искусно выполненной беседы, воспитатель способен не только привить ребятам заинтересованность, влюбленность к музыке, увеличить представления о некоторых явлениях реальности, а и расширить их внутренний мир, эмоции, выработать высоконравственные особенности, круг интересов. Ребенок нуждается в радости! Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства! Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением и эмоциями, не пропущенные через себя, не становятся полезными!