Папки-передвижки

Теоретические материалы по ПДД

Светлана Плисова
Теоретические материалы по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у дошкольников представлений о правилах дорожного движения и

навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.

Подготовила:

Плисова Светлана Анатольевна

воспитатель МКДОУ

«Детский сад № 151»

2017.

Выходя на улицу,

Приготовь заранее,

Вежливость и сдержанность,

А главное, внимание!

Публикация «Теоретические материалы по ПДД» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.). К тому же рост количества машин на улицах городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойств- вена взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у детей навыка осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни.

Сохранение жизни и здоровья детей – важнейшая задача современной педагогики. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами дорожного движения и учить навыкам правильного поведения на дороге, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимание, ответственность за жизнь и безопасность на улицах города.

В соответствии с федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Безопасность», цель которой – формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных наук: В. А Алексеенко, В. С Белов, А. С Вернадский, А. В Гостюшин, Э. Я Соколов и др. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н Авдеевой, Л. П Анастасовой, К. Ю Белой, Г. К Зайцева, В. Н Зимониной, О. Л Князевой, Л. А Кондрыкинской, И. Ю Матасовой, Р. Б Стеркиной, Л. Г Татарникова, Л. Ф Тихомировой, Т. Г Хромцовой.

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующимипротиворечиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.

Идея – интегрировать образовательную область «Безопасность» с другими образовательными областями.

Перед началом работы, поставила перед собой цель: развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

• Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, посредством изготовления атрибутов.

• Формировать у детей соответствующие знания, умения и навыки к успешному овладению азбукой дорожного движения.

• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

• Научить детей своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.

• Привлечь к взаимодействию родителей, органы образования, здравоохранения, ГИБДД.

Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, я постепенно усложняю, уточняю и дополняю. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

• Интерактивный метод обучения.

• Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

• Личностно-ориентированная технология.

• Технология игрового обучения.

• Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

• Обсуждение разных точек зрения.

• Решение проблемных задач семейного воспитания. Ролевое проигрывание ситуаций.

• Тренинговые игровые упражнения и задания.

• Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

• Обращение к опыту родителей

Для работы подготовила необходимый информационный материал по теме : «Знакомство с правилами дорожного движения для детей и взрослых», оформила предметно-развивающую среду группы активизирующим игровым и дидактическим материалом. Совместно с родителями в группе оформила уголок по правилам дорожного движения. Подготовила методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, спектаклей, экскурсий, консультации для педагогов и родителей. Оформила дидактический материал : настольные игры, дорожные знаки, комплексы занимательных игр и упражнений, книги, раскраски, энциклопедии. Организовывала и проводила интегрированную образовательную деятельность через разные виды деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. В игровой и продуктивной видах деятельности использовала макеты по правилам дорожного движения.

В коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности давала детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога», просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В продуктивной деятельности мы с детьми рисовали, лепили, изображали в аппликации различные виды транспорта; в конструктивной деятельности создавали разнообразные здания и сооружения из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта).

В двигательной деятельности продолжала развивать у детей координацию движений и ориентировку в пространстве через подвижные игры: «Цветные автомобили», «Красный, желтый, зеленый», «Передай жезл», «К своим знакам», «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем» и т. д.

В музыкально – художественной деятельности наши воспитанники принимали активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по ПДД.

Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Именно через игровую деятельность, возможно, обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций. В группах ребята любят рассматривать картинки с последующим обсуждением, играть в настольные и дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные игры и моделируют разные дорожные ситуации.

В непосредственно образовательной деятельности познакомила детей с транспортом и его назначением. При изучении светофора объяснила значение красного и желтого сигналов, как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение. На прогулках проводила наблюдение за движением транспорта, пешеходов, учила детей различать транспортные средства по названию и величине (большой и маленький, легковой автомобиль, автобус и др. Объяснила детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными, использовала наглядное моделирование дорожных ситуаций. Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучала их определять место нахождения предметов и их размеров.

На прогулке продолжила обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объясняла, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок за территорией детского сада расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и конструктивных особенностях. Показывала детям те улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, светофор. Во время игровой деятельности составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки. Для этого использовала иллюстрированный материал : книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).

Во время экскурсий по улицам города обращала внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следила за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Во время игр в группе использовала наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент. Интересной и эффективной формой работы стала организация игр соревнований: «Что? Где? Когда?», «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил»; инсценировок: «Мы едем, едем, едем…»; «В стране светофории», «Школа светофорных наук». Использовала в игровой деятельности детей макеты «Парковка», «Улицы города», «Заправочная станция». Проводила сюжетно- ролевые игры: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция», «Автомойка».

На протяжении всего времени старалась превратить обучение в увлекательную игру. Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Всю работу проводила планово, систематически, охватывая все виды детской деятельности.

К проведению данной работы привлекала родителей. На родительских собраниях ознакомила со значением, важностью и необходимостью обучения детей правилам дорожного движения. Регулярно проводила беседы, давала рекомендации, кроме того, использовала такие формы работы как: анкетирование, консультации, совместное изготовление атрибутов. Приглашала родителей на открытые занятия, совместные развлечения, экскурсии по ППД.

С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки. Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. Например, рисовали путь из детского сада до дома. Родители должны были уточнить у ребенка, какие знаки встречались ребенку по дороге домой или в детский сад, учили с детьми стихи. В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению.

Я постоянно пропагандирую работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Провожу индивидуальные беседы с родителями. Провожу совместные развлечения. Заставляю их серьезно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков поведения на улице.

В результате: в группе создана оригинальная активизирующая предметная среда, расширился кругозор воспитанников, повысилась социальная компетенция дошкольников, повысилась культура поведения детей на улице и в общественном транспорте, укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, воспитанники приобрели навыки и умения безопасного взаимодействия с окружающей средой, научились оценивать, анализировать дорожную обстановку и ситуацию.

По результатам диагностики проводимой в начале и конце учебного года мы наблюдаем положительную динамику: дети стали более внимательными, дисциплинированными, собранными, ответственными и осторожными на улицах и дорогах.

Мы принимали активное участие в различных конкурсах городского, районного и областного уровня:

- 2011, лауреаты муниципального конкурса театрального мастерства «Ее величество Дорожная азбука»

- 2012, победители муниципального конкурса литературного творчества «Лучший рассказ по ПДД»

- 2013, победители областного конкурса песни по безопасности дорожного движения «Юным Омичам – безопасные дороги!»

- 2013, лауреаты муниципального литературного конкурса «Проба пера».

Неоднократно делилась своим опытом с коллегами на педагогических советах и методических объединениях.

В 2012 году стала лауреатом в районном конкурсе методических разработок и театрализованных представлений с авторским сценарием по ПДД «Обиженный светофор».

Приняла участие в открытом занятии в рамках деятельности педагогической творческой мастерской по теме «Новые подходы к художественно – эстетическому развитию дошкольников» с театрализованным представлением «Как колобок милиционером стал».

Была награждена НОГИБДД полиции Калачинского района за активное участие в реализации целевой долгосрочной программы «Обеспечение безопасности дорожного движения в Калачинском районе».

В 2013году мною был представлен проект на тему «Добрая дорога детства» на IV фестивале педагогических проектов, где стала лауреатом; награждена грамотой комитета по образованию за создание условий для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников нашего ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги к этому неравнодушны.

В перспективе планирую: продолжить пополнять макетную среду по ПДД в группе, создать автоплощадку на территории детского сада, привлечь к совместной работе школьников и сотрудников ГИБДД и добиться чтобы в районе детского сада положи ли лежачий полицейский.

Я считаю, что систематическое проведение работы в данном направлении во взаимосвязи с социальными партнерами даст свои положительные результаты, ведь детство наших детей должно быть без травм.

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят!

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста» : Просвещение, 2007.

2. Авдеева Н. Н., Князева, О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. - М. ; Просвещение. - 2006.

3. Борисова, Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В. Борисова. - Наб. Челны,2006.

4. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику /К. Ю. Белая. – М. : Детство, 2006. – 210с.

5. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице». «Детство-пресс», 2008

6. Добрякова Н. В., Борисова Т. А., Панина С. А. Уклонская Т. В. «Три сигнала светофора».

7. Извекова Н. А., Медведева, А. Ф., Полякова Л. Б., Фетодова А. Н. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста под редакцией Романовой Е. А., Малюшкина А. Б. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» - М. : ТЦ Сфера, 2006. 64с.

8. Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения».

9. Клименко В. Р. - М. «Просвещение» 1973 г.

10. Мошкин В. Н. «Закономерности воспитания культуры безопасности. Основы безопасности жизни». - 2005. - N 7.

11. Майорова Ф. С «Изучаем дорожную азбуку», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2005

12. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора /Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение, 1989. – 75с.

Публикации по теме:

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста 1. Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспита-тельная ценность Театрализованные игры представляют собой разыгрывание.

Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей с ТНР в ДОУ Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Сущность понятия развитие фонетико-фонематической.

Дидактические материалы по математикеДидактические материалы по математике Я в свое работе пользуюсь не только готовыми дидактическими пособиями, но и сама их делаю. Мне нравится работать с магнитными.

Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа Курсовая работа Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой.

Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста Публикация в журнале «Перспективы науки и образования» Тема: Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного.

Теоретические аспекты формирования представлений о школе у детей дошкольного возраста Статья на тему: «Теоретические аспекты формирования представлений о школе у детей дошкольного возраста» Подготовила : Воспитатель Шиленкова.

Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности педагога в ДОУ .

Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности педагога в ДОУ .

Обобщение опыта работы «Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста» В горький час раздумий наших и тревог В горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди плачут И росу роняют на песок. Расул Гамзатов.

Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. но из всех звуков, воспринимаемым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические материалы по ПДД
Опубликовано: 21 июля 2018 в 10:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические материалы по ПДД» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Плисова (УИ 1613382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД