НИНА ОСЬКИНА
Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Курсовая работа
Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …. …. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ МОРДОВСКОГО НАРОДА…. …. 8
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
1.1. Особенности формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников … 8
1.2. Значимость культурных традиций мордовского народа в становлении национального самосознания ….15
1.3. Педагогические условия формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в процессе ознакомления с культурой мордовского народа…. …. 21
Выводы по первой главе …. ….32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ МОРДОВСКОГО НАРОДА …. 34
2.1. Начальная диагностика нравственно-патриотических чувств старших дошкольников …. 34
2.2. Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством экскурсии …. …. 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы …. 42
Выводы по второй главе …. …. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….… 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ …. 56
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Общеизвестно, что в России закрепление новых социально-экономических отношений проходило достаточно тяжело, и, как следствие, произошла смена социокультурных и нравственных ориентиров. Зачастую такие ориентиры оказались просто потерянными, и новые поколения российских граждан воспитываются в идеологическом вакууме, который немедленно заполняется далеко не лучшими идеями и образцами западной культуры. Не будет преувеличением утверждение, что недостаточный уровень сформированности у юных россиян интереса к этнокультуре снижает нравственный потенциал подрастающего поколения и лишает российское общество перспектив поступательного развития. На сегодняшний день материальные ценности преобладают над духовными, и в результате дети имеют неверные представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Верно утверждение С. А. Козловой: «В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять» [26]. Поэтому процесс нравственно-патриотического воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире, становления «национального характера», прививается интерес и любовь к отечественной культуре, формируются представления детей о нравственных ценностях и идеалах.
В последнее время процесс становления нравственно-патриотических чувств приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Важность патриотического воспитания на современном этапе подчеркнута в государственных документах в области образования [50, 49, 33, 51].
Для воспитания нравственно-патриотических чувств важно давать детям начальные представления о нашей стране, крае, народе, обычаях, истории, культуре. Дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования выше обозначенных чувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства. С учетом исключительной значимости этого процесса актуализируется вопрос о средствах, помогающих сделать его наиболее эффективным.
Степень научной разработанности исследования. В разные периоды исследованием проблемы нравственно-патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский [61], С. А. Козлова, М. Ю. Новицкая [27], Е. В. Соловьёва, Л. И. Царенко [57], О. Л. Князева [24], Н. В. Алёшина [1], Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова [17] и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой [61; 62]. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
В. В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа : мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие» [19; 30-35].
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, нравственно-патриотическое воспитание; наряду с вышеперечисленными это: «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук [41]; «Миры детства» (г. Оренбург) [6]; «Живой родник» (г. Северск) [18]; «С чего начинается Родина?» под редакцией Л. А. Кондрыкинской [32]; «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н. Г. Комратовой [31] и др.
Проблема исследования обусловлена противоречием между государственной важностью воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста, и отсутствием разработанных педагогических условий, направленных на формирование нравственно-патриотических чувств старшх дошкольников в процессе ознакомления с культурой мордовского народа.
Объект исследования – процесс формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования – формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в процессе ознакомления с культурой мордовского народа.
Цель исследования – теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность педагогических условий, направленных на формирование патриотических чувств старших дошкольников в процессе ознакомления с культурой мордовского народа.
Задачи исследования:
1. Определить значимость культуры мордовского народа в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников.
2. Выявить особенности формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников.
3. Раскрыть педагогические условия формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в процессе приобщения к культуре мордовского народа.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством приобщения к культуре мордовского народа.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к культуре мордовского народа будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Если в группе детского сада будет создан краеведческий уголок.
2. Если будут применяться разнообразные формы и методы работы с дошкольниками.
3. Если ознакомление с особенностями культуры мордовского народа будет осуществляться в соответствии с принципом интеграции всех видов детской деятельности.
4. Если будет осуществляться сотрудничество с родителями, носящее рекомендательный характер, по вопросам организации семейного досуга (экскурсий, посещения выставок, интересных мест).
5. Если дошкольная образовательная организация будет сотрудничать с социальными партнерами своего края с целью разнообразия тематических экскурсий патриотической направленности.
Методы исследования:
1. Теоретические : анализ педагогической литературы по теме исследования.
2. Практические: опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, наблюдение, беседа, методы математического анализа.
Новизна исследования. По реализации регионального компонента образования в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста авторским коллективом детского сада разработана и осуществляется система работы, направленная на формирование формирования нравственно-патриотических чувств детей 5-7 лет, которая является вариативной частью основной общеобразовательной программы МБДОУ «Явасский детский сад № 1 комбинированного вида».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников может быть использована при планировании воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: МБДОУ «Явасский детский сад № 1 комбинированного вида».
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и приложения.