Ольга Сигаева
Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях происходит усиление внимания к художественно-эстетическому воспитанию и формированию творческих способностей у детей.
Для нашего исследования важно было рассмотреть сущностные характеристики основных понятий изучаемой проблемы.
В психологическом энциклопедическом словаре дано следующее определение способностей : «совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности».
Публикация «Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования» размещена в разделах
М. И. Еникеев подчеркивает, что от рождения у ребенка имеются определенные природные предпосылки – это задатки для последующего их развития в определенных условиях. Задатками способностей являются «особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга», где «врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем».
С. Л. Рубинштейна отмечает, что способности – это «закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей»; «результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей», посредством которых действия и деятельности регулируются».
Способности – это «индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются специализированными функциональными системами головного мозга и которые при благоприятных условиях в наибольшей мере определяют успешность освоения и продуктивность выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей (игровой, учебной, трудовой, спортивной, коммуникативной и т. д.)». Согласно Большой современной энциклопедии «творческие способности» – это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обуславливающих уровень её результативности.
В педагогическом энциклопедическом словаре отмечено, что проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех, разница – в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.
Л. С. Выготский отмечал, что творчество существует там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Учёный подчёркивал, что чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
Силу творчества, его преобразующий, действенный характер Л. С. Выготский видел в многообразных формах связи воображения с действительностью. В исследованиях учёного доказано, что благодаря этим формам связи воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения, к воплощению продуктов воображения в реально существующие, которые снова воздействуют на человека. Каждой из четырёх форм связи воображения с действительностью Л. С. Выготский даё т диалектическое определение:
– «образы воображения строятся из элементов действительности, познанной ребёнком;
– воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным;
– чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство;
– продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение ребёнка».
По Л. С. Выготскому, творческая деятельность – это такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. По его утверждению, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, и чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
В большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова подчёркнуто, что многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение «как-то само» возникает в их сознании и что им остаётся только записать «услышанное» или «увиденное».
Творчество в узком смысле определяется как человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. В более широком (и весьма распространённым в психологии) смысле творчество – это «всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)».
И. Картавцева рассматривает творчество как психический процесс создания новых ценностей. К творческим способностям относит реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, способность экспериментировать. Отмечает, что большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольников.
Для нашего исследования важно мнение Б. М. Теплова, о том, что воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий, и нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Нигде, по мнению автора, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Исследователь акцентирует внимание на то, что художественное воспитание должно включать в себя заботу о развитии не только художественного восприятия, но и продуктивных форм художественной деятельности, того, что обычно называется детским художественным творчеством.
Б. Г. Ананьев подчёркивает, что творческая деятельность ума не является простым механическим следствием накопления знаний. Для этого необходимо самостоятельное активное, творческое развитие мысли, которое обеспечивает творческое развитие ума, активное развитие психической деятельности, высших психических процессов. Учёный акцентирует внимание на том, что творческое воображение является результатом развития всех психических функций, развития памяти, мышления, это – синтез всех умственных способностей человека, которые возникают на основе накопления мыслительного материала человеком в его активной практической деятельности. Решающее значение, как утверждает Б. Г. Ананьев, имеет продукт творчества, который есть не только следствие творческой деятельности, но и цель, которая регулирует всю деятельность творящего человека.
Творчество – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному; особая форма процесса развития ребёнка, оно диалектично и противоречиво. По мнению учёного, яркие положительные эмоции – это основа формирования острой потребности детей в той или ином виде творчества, и благодаря этому возможно управлять формированием новых духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребёнка (Н. Н. Поддъяков).
В Российской педагогической энциклопедии понятие творческая деятельность рассматривается, как «форма деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего», где стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Подчёркнуто, что оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементом проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости, при этом задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку и нужно суметь раскрыть их и развить.
В большой современной педагогической энциклопедии творчество трактуется, как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и субъективной значимостью.
По мнению А. В. Бакушинского источником детского творчества являются биологические факторы, и развивается оно не под влиянием познания окружающего, а под влиянием накопленного родового опыта, инстинкта. По А. В. Бакушинскому детское творчество как родовой опыт совершенно и представляет собой искусство.
По утверждению Е. А. Флёриной, детское изобразительное творчество – это сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, отражении, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Евгения Александровна назвала творчество «зёрнышком», а в зёрнышке заложено всё, что появляется в зрелом растении, только надо вырастить.
Н. А. Ветлугина считает что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент следует делать, по её мнению, не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности.
Для нас представляет большой интерес мнение Т. С. Комаровой о творчестве. Автор рассматривает творчество, как процесс, требующий тактичного, тонкого подхода взрослого, обеспечивающего положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Творчество – это привнесение в мир чего-то нового, поэтому важным представляется максимально эффективно использовать дошкольный возраст – как сензитивный период развития воображения, для того, чтобы способность генерировать новые интересные идеи формировалась как можно раньше, стала органичной для личности, легла в основу сбалансированности всех аспектов мышления (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова и др.).
По словам А. В. Лилова, «творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создаёт общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью».
Мы согласны с мнением Л. Б. Горунович о том, что воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребёнка и в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечением образом, мыслью). Эти же стороны личности, по мнению автора, необходимо воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нём творчество. Для этого, считает Л. Б. Горунович, важно: обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества; научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать представления ясными, более полными, так как всё это поможет детям ярче воспроизводить в своём творчестве увиденное.
А. Лилов пишет о том, что творчество имеет свои качественные новые, определяющие признаки и характеристики, среди которых особо выделяет его глубокую социальную сущность. Точка зрения автора соответствует современным тенденциям понимания творчества, как многокомпонентного процесса, его роли в развитии социокультурной среды, способствующей формированию творческого потенциала личности.
Применительно к детям старшего дошкольного возраста «творческие способности» мы рассматриваем как врожденные анатомо-физиологические и приобретенные регуляционные свойства, связанные:
– с успешным практическим овладением детьми изобразительно-выразительными средствами, сообразно возрастным возможностям через создание нового, оригинального, ранее не существующего;
– эстетическим освоением мира посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством и сознательное отражение в рисунке, лепке, аппликации, конструировании и других детской деятельности, построенное на работе воображения, через отношение к изображаемому.
Для понимания и правильного решения проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путём приобщения к декоративно-прикладному искусству важное значение имеет изучение данной проблемы в научной литературе.
Мы рассматриваем творчество как высшую форму психической активности личности; процесс создания нового; продукт деятельности человека.
Применительно к детям старшего дошкольного возраста «творческие способности» мы рассматриваем как индивидуально-психологические свойства личности, связанные с:
– успешным овладением изобразительно-выразительными средствами, в соответствии с возрастными возможностями, через создания нового.
– художественно-эстетическим освоением мира, построенном на работе воображения посредством рисования и сознательное отражение в рисунке через отношение к изображаемому.
Для понимания и правильного решения проблемы развития творческих способностей у детей 5-6 лет средствами рисования, важное значение имеет изучение данной проблемы в научной литературе.