Ольга Батаева
Педчас «Проблемы развития креативных способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Педчас №1.
Проблемы развития креативных способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности
Цель: привлечь внимание педагогов к решению проблемы развития креативных способностей; способствовать обогащению педагогического опыта педагогов по организации изобразительной деятельности : школьников.
Повестка дня.
Публикация «Педчас „Проблемы развития креативных способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности“» размещена в разделах
1. Значение изобразительной деятельности в развитии креативного потенциала дошкольников.
2. Обмен опытом работы воспитателей по организации изобразительной деятельности дошкольников.
3. Презентация выставки детского изобразительного творчества
Форма проведения: игровая «Посещение «музея» детского изобразительного творчества».
Подготовка к педсовету.
1. Проведение консультации на тему «Организация выставок детского творчества.
2. Проведение работы с детьми по развитию креативных способностей в процессе изобразительной деятельности, организация выставки детского изобразительного творчества.
Вступительное слово старшего воспитателя, Батаевой О. Б.
Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является выявление творческих способностей у детей и их правильное развитие. Решение данной задачи должно происходить систематически с использованием всех видов деятельности с учетом детского возраста.
Способности —это индивидуальные особенности личности, которые не равняются знаниям, навыкам и умениям, однако, напрямую с ними взаимосвязаны. Способности влияют на скорость и легкость приобретения знаний и умений. В свою очередь, знания содействуют развитию и совершенствованию способностей. Способность не является константным, неизменным свойством и существует только в динамике.
Творческие способности — это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности — рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.
Сегодня состоится открытие «музея» детского изобразительного творчества. Каждый, кто хочет посетить наш музей, должен иметь при себе пригласительный билет.
Педагоги получают листы бумаги с нарисованными фигурами и линиям, им предстоит дорисовать фигуры и линии и придумать название рисунку.
Открытие выставки детского изобразительного творчества
Посещение залов «музея», в котором воспитатели разных групп презентуют выставки детских работ с теоретическими комментариями.
Выступление Шелеповой О. Н., воспитателя средней группы «В»
По мнению Л. С. Выготского, ведущим свойством творческих особенностей является воображение. Особое значение изодеятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавая вые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Для развития творческих способностей очень полезна o6огащённая изобразительная деятельность : в рисунках и пластилиновых скульптуpax должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать интересные для них темы.
Замысел же предполагает наглядное представление будущего рисунка, хотя бы в общих чертах, до того как его начать. Воспитатели сами чаще ограничиваются только названием темы, или перечислением входящих в него предметов. Таким образом, воображение не развивается, дети не учатся «замысливать». Лишь в тех случаях, когда
дети наглядно представляют себе задуманное содержание, они при соприкосновении с материалом ищут средства воплотить образы, созданные их воображением. Проведение воспитателем занятий по замыслу дает возможность судить об интересах детей, степени развития творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками, способствует развитию самостоятельности и инициативы детей.
Выступление Маловой О. В., воспитателя подготовительной группы к/н.
В структуре творческих способностей ее опорным свойством, как указывал Выготский, является высокая чувствительность к окружающему миру, эмоциональность, обеспечивающая полноту восприятия. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе изодеятельности осуществляется через включение их в совместную деятельность с другими детьми. Чувства, возникающие у ребенка по
отношению к другим людям, переносятся им и на изображаемые персонажи.
Выступление Николенко Т. В., воспитателя старшей группы к/н.
Изодеятельность способствует развитию восприятия ребенка. Значимость восприятия для творчества велика, так как именно восприятие является источником получения и хранения информации. Чтобы создать изопродукт и свободно им оперировать, необходимо в памяти достаточно обширный материал. Особая роль в изодеятельности принадлежит рисованию и лепке. Если при рисовании изображение остаётся на плоскости листа, на котором постепенно в процессе обогащения опыта ребенком прорисовываются мелкие детали, то особенность лепки — в объемном способе изображения. Основным изобразительным средством лепки является пластичность. Благодаря пластичности передается динамичность движения. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей : она либо предшествует формулировке творческой задачи, либо создается самой задачей. Именно здесь основным средством развития творческих способностей является личность педагога.
Выступление Мальцевой Н. И., воспитателя старшей группы к/н, использующего в своей работе приемы ТРИЗ.
Наш опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в сложной ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности — это дар, о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы, взрослые. Именно от нас зависит, какой — богатой или бедной — будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в созидании красоты, то у него может сформироваться «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать в детском саду? Кляксография. рисование пальцами, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием и т. д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, зубной щеткой, руками, помадой. Разнообразие материалов ставит новые задачи, и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я — все это мое!». Дерзайте, фантазируйте, и к вам придет радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Вот несколько любимых детьми нашей группы способов нетрадиционного рисования:
— Рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Предварительно на бумаге надо сделать набросок. Смочить его водой с помощь кисти, посыпать солью, подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью мы рисовали стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.
— Любят дети рисовать и. мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги и дорисовать детали — рисунок готов.
— Рисовать можно способом выдувания. Для этого надо приготовить трубочку, краску, лист бумаги и картинки, изображающие животных, людей, различные предметы. Трубочкой осторожно набирают краску (вдыхая) и также осторожно выдувают на лист. Можно налить немного краски на лист и дуть из трубочки. Затем на получившиеся разводы приклеить картинку или дорисовать все необходимое.
— Ниткография. Этот вид работы требует индивидуального подхода, поэтому его целесообразно проводить с небольшим количеством детей. Понадобятся несколько листов бумаги формата A3, крученая хлопковая нить длиной 30—40см, тушь, налитая в блюдце или в широкую емкость, и жесткая кисть. Лист бумаги складывается пополам, 2/3 длины нити опускается в тушь, затем нить протягивается через жесткую кисть, чтобы снять лишнюю краску, и раскладывается на одной половине развернутого листа. Нить накладывается произвольно:
петлями, волнистыми линиями, зигзагами, накрывается второй половиной листа (чистый кончик нити должен выходить за нижнюю сторону согнутого листа бумаги, бумага ладонью прижимается к столу, и из импровизированного пресса вытягивается нить. Данный прием можно повторить несколько раз. След создает на бумаге симметричное изображение, которое можно дополнить деталями, нарисованными тушью или акварелью. В результате получаются ажурные, удивительным образом переплетенные, необычные изображения.
- Печать. Высушенные листья и цветы растений прокрашиваются цветной тушью и отпечатываются на листе бумаги. Таким образом, можно создать интересный графический натюрморт и пейзаж «Ваза с осенними листьями».
Батаева О. Б.
В развитии творческого воображения рисующих детей большую роль оказывает музыка, слушание музыки. Она создает настрой, рождающий иное отношение к сочетанию цветов и линий.