Ирина Минасова
Теоретические аспекты формирования личности дошкольника средствами музыкального образования
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические аспекты формирования личности дошкольника средствами музыкального образования
Сущность и социальные функции музыкального образования
Формирование личности является сложным и многозначным процессом. Оно включает взаимосвязь умственного и физического развития, нравственной чистоты и духовности. Именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные способности, приобщающие ребенка к различным видам деятельности. Эти годы являются необходимым и важным этапом формирования предпосылок многих ценных качеств будущей личности.
Публикация «Теоретические аспекты формирования личности дошкольника средствами музыкального образования» размещена в разделах
Личность не может развиваться полноценно без эстетического отношения к жизни и искусству. Поэтому так важно музыкальное образование ребенка в дошкольном детстве. Круг задач его в условиях ФГОС расширился. Сущностью и социальной функцией музыкального образования является воспитание нравственной и гармонически развитой личности, и создание условий для саморазвития человека.
Музыкальное воспитание и обучение дошкольников, которые основаны на лучших традициях отечественной педагогики (например, трудах В. Н. Шацкой и С. Т. Шацкого, Н. А. Ветлугиной, Е. Н. Квитской, А. Е. Шибитской, С. И. Бекиной и т. д) на первый план выдвигает развитие индивидуальных особенностей маленького человека, формирование общечеловеческих и духовных ценностей. Глубокие исследования в области развития личностных качеств детей средствами музыки сделаны такими учеными, как Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, и др. Сила музыки - в воздействии на эмоциональную сферу и нравственное воспитание дошкольника. Музыка создает основу для эмоционального контакта между взрослым и ребенком, развивает коммуникативные навыки, совершенствует мышление.
Музыкальное образование – неотделимая часть нравственно-патриотического воспитания детей. Музыка помогает ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовь к Родине, своему дому, природе, близким людям, воспитывает чувство коллективизма. Дети учатся сопереживать. Воздействуя на чувства и настроения, музыка преобразовывает их нравственный и духовный мир, формирует эстетическое восприятие окружающего мира.
Музыкальное искусство также способствует формированию интеллектуальных способностей дошкольников, активизируя познавательную и умственную деятельность. По данным российских исследователей у детей, занимающихся музыкой, связи левого и правого полушария мозга более тесные. Мозг музыканта работает лучше, чем у других людей, та как при его работе чаще, чем у других, бывают задействованы оба полушария одновременно и одинаково активно. Мозг ребенка, занимающегося музыкой, быстрее обрабатывает информацию. Ученые доказали, что интеллектуальный уровень развития у таких детей повышается на 33 %. Это позволяет полнее использовать творческий потенциал, отпущенный им природой.
Русский психолог, физиолог В. М. Бехтерев в своих исследованиях пришел к выводу, что приобщение ребенка к музыке в самом раннем возрасте необходимо для нормального, здорового развития детского организма. Он обращал внимание, как благотворно действуют на психику младенцев напевные колыбельные песни, а специально подобранные музыкальные мелодии помогают в устранении их повышенной нервозности и капризов. Великий советский композитор Д. Д. Шостакович отмечал, что никакие слова не могут оказать на душу слушателя такого воздействия, как музыка.
Музыкальное искусство, обогащенное в результате исторического развития новыми средствами выразительности, увеличило свои возможности в отношении положительного или, к сожалению, отрицательного воздействия на людей. Поэтому музыка последних столетий может гораздо сильнее влиять на мысли и чувства людей, вселять бодрость, энергию или наслаждение и отдых, вдохновлять на борьбу и на труд. Но она может приносить и вред, вселяя пессимизм, агрессию.