Антонина Юрченко
Развитие личности ребенка средствами народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом». – Д. С. Лихачев.
Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо Отечество. Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях, но в сказках, находящих свое отражение. Поэтому тему по самообразования выбрала «Развитие творческих способностей у детей средствами народного фольклора». Поставила перед собой цель знакомить детей с лучшими образцами народного творчества, приобщение к русским традициям, общечеловеческим нравственным ценностям, к истории своего народа. Дать детям представление о малых формах фольклора, развивать интерес к истокам русской народной культуры, желание беречь и приумножать народную культуру.
Публикация «Развитие личности ребенка средствами народного фольклора» размещена в разделах
По данной теме работаю в течении нескольких лет. В этом году данный проект реализую с детьми трех-четырех лет. В своей деятельности использую разные приемы и формы работы: организация режимных моментов, образовательная, театрализованная и продуктивная деятельность.
С детьми младшего дошкольного возраста начинаю работу со знакомства с малыми формами фольклора, которые наиболее доступны для понимания и усвоения ребенком – потешками, колбельными песенками, загадками, поговорками, считалками, закличками, такими как «Жили у бабуси два веселых гуся», «Кто у нас хороший», «Ой ду-ду-ду, потерял пастух дуду», «Огуречик-огуречик», «Киса по лесу ходила», «Пошел котик на торжок». Потешки, олицетворяющие природу «Солнышко-ведрышко», «Дождик, дождик, полно лить». Потешки олицетворяющие материнскую любовь «Курочка-рябушка», «Котя-котенька-коток», «Ладушки». Другие потешки помогают в организации режимных моментов, кормлении, приучении к порядку, во время подготовки детей ко сну.
В течение года знакомила детей с фольклором через организацию развлечений «Наряды и украшения бабушки Арины», «Волшебный сундучок бабушки Арины». Дети знакомились с элементами русского народного костюма и украшениями, народными инструментами – свистульками, бубенчиками, ложками, дудочками, балалайкой. Осенью устроили в группе посиделки «В гостях у бабушки Арины». Закрепили признаки осени через русский фольклор, поиграли в русские народные игры и забавы. Весной встретили широкую Масленицу, познакомились с русским обрядом встречи весны и проводами зимы. Праздник был наполнен весельем, шутками, прибаутками и веселыми конкурсами. Для знакомства с интерьером русской избы и быта, предметами обихода изготовила макет «Веселая горница». Главным персонажем выступал котик Мурлыка, который наполнил горницу уютом и теплом.
Подводя итог годовой работы над данным проектом, мы запланировали инсценировку русской народной сказки «Теремок» для показа родителям на отчетном концерте.
Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, реальную чистоту и физическое совершенство.