Карина Горецкая
Тематическое занятие к 23 февраля
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения нашей армии. В этот день во многих городах нашей страны проходят военные парады, а вечером сверкают салюты в честь защитников нашей страны — солдат, офицеров, генералов.
Педагог. Издавна у богатырей, защитников земли русской, был верный друг — богатырский конь. Бились с врагами русские уланы, казаки на конях. Красная Армия славилась своими кавалеристами. Сейчас на вооружении стальные кони — танки и машины. Сегодня к нам мчится сказочный богатырский конь.
Публикация «Тематическое занятие к 23 февраля» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
П е д а г о г. Дети, сегодня вы услышите одну из пьес великого немецкого композитора Роберта Шумана. Роберт Шуман был не только выдающимся композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом.
Сегодня вы познакомитесь с пьесой Р. Шумана «Смелый наездник». Послушайте её и скажите, какие чувства, настроения она передаёт (исполняет пьесу).
Д е т и. Музыка бодрая, весёлая, задорная, смелая, быстрая, сильная.
П е д а г о г. Правильно, музыка эта бодрая, решительная, смелая, энергичная, отважная, боевая. Смелый наездник бесстрашно погоняет своего коня и мчится, преодолевая все преграды. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её повторно).
Пьеса «Смелый наездник» Р. Шумана
Игра «Парад» (авторская разработка Картушиной М. Ю.)
Воспитатель ударяет в барабан.
Барабан гудит, поет, на парад ребят зовет.
Двадцать маленьких ребят зашагали на парад.
Дети маршируют.
Быстро скачет на конях Кавалерии отряд.
Плывут по морю корабли. Посмотрите, вот они.
Двигаются прямым галопом.
Прижимают ладошки друг к другу («лодочки») и покачивают ими из стороны в сторону.
В небо летчики-пилоты ведут большие самолеты.
А теперь пора крикнуть Армии «Ура!».
Бегут по кругу, расставив прямые руки в стороны.
Дети. Ура!
Ведущий
В руки мы флажки возьмем,
С ними спляшем и споем.
Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.
Ход занятия
П е д а г о г. Вы слушали две пьесы Р. Шумана - «Смелый наездник» и «Всадник». Пьесы имеют похожие названия, в них рассказывается о мчащемся всаднике. Но они выражают разные чувства, переживания. (Исполняет фрагменты.)
Многие из вас, особенно мальчики, не раз представляли себя мчащимися всадниками, играя в лошадки. В воображении возникают разные приключения, сказочные картины, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой не настоящий конь, а игрушечный или вовсе палочка! Всё происходит как бы взаправду.
В «Детском альбоме» П. Чайковского есть пьеса «Игра в лошадки». Сколько переживаний возникает у ребёнка, когда он скачет на своём игрушечном коне! Музыка рассказывает об этом. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Уверенная, иногда таинственная.
П е д а г о г. Да, музыка звучит то уверенно и решительно (играет 1-8-й такты, то напряжённо, настороженно, с предчувствием предстоящих приключений (играет 9-12-й такты). А как меняется настроение в средней части пьесы? (Играет фрагмент.)
Д е т и. Музыка тревожная, страшная.
П е д а г о г. Да, она звучит таинственно, загадочно, тревожно. Может быть, всадник заблудился в лесу, поехал в самую чащу и не знает, как выбраться. В лесу темно и жутковато, ветки деревьев цепляются и не дают проехать (играет фрагмент средней части).
Но всадник всё-таки выбрался на дорогу и продолжает свой нелёгкий путь, удаляясь на своей лошадке (играет фрагмент третьей части пьесы). В этой пьесе всё время слышится равномерный цокот копыт, всадник скачет без остановок. (Пьеса звучит повторно.)
У другого русского композитора А. Гречанинова тоже есть пьеса с похожим названием - «Верхом на лошадке» из его «Детского альбома». Чем она отличается от пьесы П. Чайковского? (Играет пьесу.)
Д е т и. Музыка весёлая, бойкая, шутливая.
П е д а г о г. Как и в пьесе П. Чайковского, в музыке слышен стук копыт лошадки (играет фрагменты). Но «Игра в лошадки» П. Чайковского звучит встревоженно и беспокойно, а «Верхом на лошадке» А. Гречанинова - весело, беззаботно, игриво. Аккорды с акцентами напоминают удары кнутика или пришпоривание лошадки (играет 3-4-й такты). Как будто всадник погоняет её, и она весело бежит рысцой (исполняет 5-6-й такты).
Но и в этой пьесе музыка рассказывает нам о том, что всадник сбился с дороги. В средней части исчезла уверенность, появилась осторожность. Музыка звучит вопросительно, высоко останавливается совсем. В этом месте в нотах композитор пишет: «Слишком далеко заехал», а потом: «Но всё же благополучно вернулся». Это вернулась мелодия, которая звучала в начале -уверенная и бойкая. В пьесе А. Гречанинова нет тревоги и смятения. Она забавная, радостная, светлая, шутливая. (Исполняется пьеса.)