Инна Мархай
Тематическое развлечение «Защитим ель и сосну!» (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
Тематическое развлечение
на тему: «Защитите ель и сосну!»
Цель: закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев и части живого мира природы, при этом воспитывать природоохранное поведение и повышать творческую активность детей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Тематическое развлечение „Защитим ель и сосну!“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Темочки
1. Систематизировать и уточнить представления детей о хвойных деревьях ель и сосна; закреплять знания детей о взаимосвязях в природе.
2. Формировать умения детей сравнивать ель и сосну, видеть между ними сходства и различия.
3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе.
Развивающие :
1. Развивать умение детей правильно взаимодействовать с природой;
2. Развивать творчество детей, внимание, наблюдательность, связную речь, мелкую моторику.
3. Способствовать развитию умственных способностей.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей экологическое мировоззрение;
2. Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к объектам природы в процессе общения с ними.
3. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
Коррекционные: расширение знаний о пользе хвои для здоровья, продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».
Словарная работа: пополнять активный словарь детей словами: заповедник, защитники природы, хвоя, хвоинки, древесина, аромат, клест, глухарь.
Предварительная работа: беседа по иллюстрациям Красной книги, чтение стихотворений о елочке и сосне, викторина о сохранении деревьев, выставка рисунков «В лесу родилась елочка», чтение С. Маршак «Двенадцать месяцев».
Методы и приемы: наблюдение, художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, рассматривание, сравнение, указание, объяснение, показ, экспериментирование, продуктивная деятельность.
Материалы и оборудование: картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки, запись скрипящего снега, емкость с водой, соль, вазочка, масло сосны, искусственная елочка, веточки сосны и ели, ноутбук, иллюстрации птиц и животных, зеленые конусы из картона, плотные нитки, мишура, крупные макаронные изделия, заранее раскрашенные в зеленый цвет, полоски из цветной бумаги, клей, салфетки, кисточки, магнитофон, ароматизированные палочки (благовония).
План НОД
1. Вводная часть
Организационный момент
Отгадывание загадки
2. Основная часть
Рассматривание и сравнение иллюстраций ели и сосны
Опытно-экспериментальная деятельность
Беседа о еловых и сосновых шишках
Физминутка «Сосна»
Д/и «С кем дружит ель?»
Упражнение «Один-много»
Динамическая пауза
Чтение стихотворения «Живи, елочка!»
Пальчиковая гимнастика «Ель»
Коллективная работа «Новогодние елочки»
3. Заключительная часть
Подведение итога занятия
Рефлексия
Ход НОД
1. Вводная часть
Дети становятся вместе с воспитателем в круг и приветствуют друг друга. Выполняют упражнение «Подари улыбку драга»
В. : Ребята, отгадайте загадку.
Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдё м гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем… (Ёлка)
В. : Давайте оденемся потеплее и отправимся в гости к ели.
Дети по спокойную музыку имитируют движения — надевают шапку, обувают валенки, надевают куртки, завязывают шарф. Под звуки скрипящего под ногами снега, идут «по сугробам» в лес.
2. Основная часть
В. : Дети, ель называют новогодним деревом, какое дерево еще так называют? (Сосну). А почему эти деревья так назвали?
На доску выставляются картинки ели и сосны.
В. : Ребята, чем ель и сосна похожи между собой? Ответы детей. У них есть иголки, и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти деревья, запомните поговорку:
Елочка - короткая иголочка,
Сосна - игла длинна.
Дети повторяют хором, затем 3-4 человека по одному.
В. : А сейчас я вам предлагаю провести опыт, который называется «Иней на деревьях».
Дети с воспитателем насыпают в воду соль, размешивают концентрированный соляной раствор и опускают в него небольшие ветки ели и сосны.
В. : Теперь поставим эти ветви в вазочку и дадим им высохнуть.
Выставляются на разносе шишки сосны и ели.
В. : Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели показ, а это шишка сосны показ. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? Ответы детей.
В. : Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок. Давайте поиграем.
Физминутка «Сосна»
Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна. Читается стихотворение, под которое дети выполняют движения ведущего.
Мы посадим сосну – Все ходят по кругу вокруг «сосны)
Вот, вот! Присесть
Пускай наша сосна Медленно встать
Растет, растет! Вырастай ты, сосна, Поднять руки вверх
Вот такой вышины; Вырастай ты, сосна, Развести руки в стороны
Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна, Делают «пружинку»
В добрый час!
В. : Ребята, эту шишку грызла белка, а эту разбивал клювом дятел. В холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц и зверей.
На ноутбуке показываются картинки, на которых изображены птицы и звери, которые питаются семенами и хвоей ели.
1. Слайд «белка»
В. : Что делает белка?
Д. : Ест семена, достает их из шишки.
2. Слайд «дятел»
В. : А это что за птица? А как дятел достает из шишки семена?
Д. : Достает семена своим длинным языком с крючком на конце.
3. Слайд «клест»
В. : А эта птица вам знакома?
Д. : Это клест.
В. : Клест устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов выкармливает зимой семенами ели. Семена клест достает из шишек, отворачивая чешуйки своим клювом, как клещами.
4. Слайд «лось»
В. : Как называется этот зверь? Ребята, летом лось питается травами, листвой деревьев; а зимой – корой деревьев и хвоей ели.
5. Слайд «глухарь»
В. : Глухарь – величественная птица, настоящий лесной красавец. Это самая крупная птица наших лесов. Глухарь любит селиться в глухих местах в ельнике. В летнее время глухарь питается ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. А зимой глухари кормятся хвоей.
Теперь давайте выполним следующее задание и поиграем с вами в игру «С кем дружит ель?»
Дидактическая игра «С кем дружит ель»».
Дети раскладывают карточки: птицам - шишки, белкам - шишки, почки ели, лосю - побеги сосны, гнездо – на ветках, и. т. д. (по очереди достают из коробочки фишки с изображением птиц или животных и рассказывают о том, как ель помогает ему: служит кормом или укрытием.).
В. : Дети, ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.
В. : А сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение «Один – много».
Дидактическое упражнение «Один - много»
К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.
Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Снег – много снега.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Древесина – много древесины.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.
В. : Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы сейчас зажжем ароматизированную палочку с сосновым запахом, воздух в нашей группе наполнится ароматом хвои и станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.
Зажигается ароматизированная палочка (благовония, дети делают глубокий вдох через нос, ощущают аромат сосны.
В. : Ребята, в нашей местности мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.
Динамическая пауза:
Есть в лесу три полочки: Хлопаем в ладоши
Ели – елки – елочки. Руки вверх, в стороны, вниз
Лежат на елях небеса, Руки вверх, встать на носочки
На елках – птичьи голоса. Руки в стороны, махи руками
Внизу на елочках – роса. Руки вниз, присели
В. : И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток. Человек должен быть защитником природы. Существуют заповедники, в которых охраняется вся живая природа: и деревья, и животные.
В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.
А теперь ребята нам расскажут стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».
«Живи, елочка!»
1–й Р. : Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
2–й Р. : Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
3–й Р. : Задень –
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
4–й Р. : Кому?
Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!
В: Сегодня мы с вами изготовим елочки своими руками. Я приготовила для вас несколько вариантов изготовления новогодней елочки. Для основы вы все возьмете конусы из зеленого картона. Первую елочку мы будем делать, наматывая нитки вокруг ствола. Наматывать нужно, как можно ближе, располагать нитки. Затем закрепить конец нити клеем, и украсить ее мишурой. Второй вариант — елочки-это намазать конус из картона клеем, и накладывать густо макароны. После того, как клей высохнет, украсить верхушку елочки. И еще один способ изготовления новогодней красавицы-это оклеивание конуса комочками смятых салфеток. Такую елочку также можно украсить мишурой.
Но прежде разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Елка»
Елка быстро получается, если пальчики сцепляются.
Локоточки поднимите, ну а пальцы – разведите.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Коллективная работа «Новогодние елочки»
Дети разделяются на подгруппы и выполняют работу.
3. Заключительная часть
Подведение итогов.
В. : Молодцы, ребята, очень красивые у нас получились елочки.
Давайте рассмотрим высохшие ветви.
Воспитатель побуждает детей рассказывать, как теперь выглядят ветки, на что похожи кристаллы соли на хвое.
В. : А могла ли ветка с настоящим инеем долго простоять в теплой комнате? Что случилось бы с инеем? (Ответы детей).
В. : Дорогие ребята! Ель и сосна – это наша жизнь, наше богатство, и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь хвойные деревья – значит беречь жизнь, беречь нашу планету!
В. : Дети, наше мероприятие подошло к концу. Вам понравилось, как вы отвечали, играли в игры, изготовили разные елочки своими руками? Что больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? Ответы детей.