Наталья Кумачёва
Тематическое планирование по патриотическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое планирование по патриотическому воспитанию старших дошкольников
Сентябрь
Тема недели : Мир вокруг нас
Цели и задачи: Формировать представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях патриотические чувства
Публикация «Тематическое планирование по патриотическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Формы работы с детьми:
- Беседа о разных странах и их жителях.
- Знакомство с глобусом.
- Д/и «Кто в какой стране живет», «Иностранец».
Тема недели : Мои друзья
Цели и задачи: Формировать представления о качествах, необходимых для настоящего друга, активизировать дружеские чувств
Формы работы с детьми:
- беседа «настоящий друг»;
- проблемная ситуация «Ссора»;
- Чтение глав из книги «Крокодил Гена»;
- слушание и исполнение песен о дружбе.
Тема недели : Детский сад
Цели и задачи: Формирование любви к детскому саду, сверстникам и педагогам. Развитие положительных эмоций и впечатлений. Воспитание доброжелательных отношений между детьми.
Формы работы с детьми:
- беседа «Мой любимый детский сад»;
- Рассматривание фотоальбома «Наши будни»;
- С/р игра «Строители – строят новый детский сад малышам»;
- Игра-забава «Изобрази сотрудника детского сада»;
- Прослушивание стихов про детский сад (аудио запись);
- рисование «Детский сад будущего»
Тема недели : Золотая осень
Цели и задачи: Формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Знакомить с поэтическими представлениями русского народа об осени.
Формы работы с детьми:
- целевая прогулка «Золотая осень»;
- чтение стихов об осени;
- рассматривание осенних пейзажей;
- знакомство с народными осенними приметами;
- художественный труд «Осенние мотивы»
Октябрь
Тема недели : День пожилых людей
Цели и задачи: Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков. Воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.
Формы работы с детьми:
- Рассматривание фотографий бабушек и дедушек;
- Разучивание стихотворений;
- Рисование на тему «Моя семья»;
- изготовление подарков для бабушек и дедушек.
Тема недели : Хохлома
Цели и задачи: Дать знания о народном творчестве хохломских мастеров. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Формы работы с детьми:
- беседа «Золотые узоры России»;
- рассматривание предметов хохломской росписи;
- Рисование «Укрась тарелочку»;
- Лепка «Ложки хохломские»;
- Аппликация «Горшочек с кашей»
Тема недели : Животный мир России
Цели и задачи: Расширять представления детей о животном мире России, знакомить с названиями, повадками животных и птиц. Воспитывать любовь к животным родного края.
Формы работы с детьми:
- Просмотр презентации «Дикие животные России»;
- рассматривание иллюстраций в книгах;
- оригами «дикие животные России»;
- Издание книжки-малышки «Животные наших лесов»
Тема недели : Русская деревня
Цели и задачи: Знакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, закрепить знания о различиях города и села.
Словарь: село, поселок, сельскохозяйственный труд
Формы работы с детьми:
- беседа «Как живут люди в селах и деревнях»;
- чтение: Л. Воронкова «Солнечный денек» (главы из книги);
- рассматривание предметов домашнего обихода (самовар, печь, топор, кочерга, коромысло, ухват, грабли)
Ноябрь
Тема недели : Мы россияне
Цели и задачи: Знакомить детей с понятием Родина, Отечество, формировать у детей представление о России, как о родной стране, чувство любви к своей Родине. Уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык)
Формы работы с детьми:
- Просмотр презентации «Страна, где мы живем»;
- Беседа «Кто управляет нашей страной»;
- знакомство с пословицами о Родине;
- Чтение: Н Забила «Наша Родина», Н. Виноградова «Моя страна Россия»;
- Составление письма в другую страну
Тема недели : Заповедные места России
Цели и задачи: Познакомить детей с природоохранными объектами России, воспитывать любовь к природе родного края, желание сохранять ее
Формы работы с детьми:
- рассказ воспитателя «Что такое заповедник»;
- просмотр презентации «Заповедники России»;
- Конкурс газет «Я люблю и охраняю природу»
Тема недели : Имена и фамилии
Цели и задачи: Знакомить детей со значением их имен, имен их родителей, объяснить понятие: имя, фамилия, отчество. Объяснить образование фамилий. Дать представление о родословной. Закреплять знания правил обращения к сверстникам и взрослым
Формы работы с детьми:
- Рассказ воспитателя «Как в старину выбирали имена»;
- чтение: А. Барто «Имя и фамилия», Я. Аким «Кто кому кто», Л. Короткова «Висляткин ключ»;
- Творческое задание «Как мне выбрали имя»;
- Ситуативная беседа «Знаете ли вы, что означает ваше имя»;
- Составление генеалогического древа семьи (2-3 поколения, совместно с родителями
Тема недели : Государственные символы России
Цели и задачи: Закрепить знания о государственных символах России (герб, флаг, гимн, формировать уважительное отношение к ним, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны
Формы работы с детьми:
- Просмотр презентации «Государственные символы России»;
- прослушивание гимна России;
- наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы;
- рисование «Флаг России;
- художественный ручной труд «Русский сувенир»
Декабрь
Тема недели : Москва – столица нашей Родины
Цели и задачи: Знакомить с главным городом России – Москвой. Пополнить знания детей о достопримечательностях Москвы. Воспитывать патриотические чувства
Формы работы с детьми:
- Просмотр презентации «Москва – столица России»;
- рассматривание иллюстраций с достопримечательностями Москвы;
- конструирование «Кремлевский башни»;
- чтение: Б Житков «Что я видел» (главы из книги)
Тема недели : Мои права и обязанности
Цели и задачи: Знакомить детей с понятием «права и обязанности»; формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим
Формы работы с детьми:
- Просмотр мультфильма «Права детей»;
- Развлечение «Я и мои права»;
- Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
- Чтение сказок: «Гадкий утенок», «Золушка», «Заюшкина избушка»
Тема недели : Игры народов России
Цели и задачи: Продолжать знакомить с традиционными народными играми, как средством приобщения к культуре и традициям родного народа как живое послание предков
Формы работы с детьми:
- рассказ воспитателя о традициях, подвижных играх, национальном фольклоре народов, населяющих Россию;
- изготовление атрибутов для игр;
- спортивное развлечение «Ярмарка народных игр»
Тема недели : Новогодние традиции
Цели и задачи: Формировать представления об обычаях и традициях разных народов, знакомить с новогодними традициями России и других стран
Формы работы с детьми:
- Просмотр презентации «Деды Морозы разных стран»;
- рассказ воспитателя о новогодних традициях России и других стран;
- Рисование на тему: «Новогодний праздник в детском саду»;
- Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями);
- Конкурс на лучшую новогоднюю открытку
Январь
Тема недели : Рождественские посиделки
Цели и задачи: Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника - Рождества. Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России
Формы работы с детьми:
- Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество»;
- Пение русских народных песен, частушек, колядок;
- Народные игры;
- Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество»
Тема недели : Русская зима
Цели и задачи: Помочь детям почувствовать красоту зимней природы родного края. Воспитывать интерес к родной природе
Формы работы с детьми:
- Рассматривание иллюстраций, репродукций картин с изображением зимней природы различных уголков нашей Родины;
- Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок»;
- Использование пословиц и поговорок о зиме, народных примет;
- Вырезание детьми снежинок из бумаги;
- создание снежных построек
Тема недели : В какой одежде ходили прежде
Цели и задачи: Знакомить детей с традиционным русским костюмом, с историей национальной одежды. Рассказать о том, как одеваются люди разных национальностей в нашей стране
Формы работы с детьми:
- просмотр презентации «Праздничная народная одежда»;
- беседа «Молодец в кафтане, а девка в сарафане» (старинная повседневная одежда);
- игры с бумажными куклами «одень мальчика (девочку) в национальный костюм»
Тема недели : Сказочная гжель
Цели и задачи: Знакомить детей с народными промыслами – гжельской росписью, с историей возникновения и особенностями данной росписи. Развивать у детей интерес к изделиям гжельских мастеров
Формы работы с детьми:
- рассматривание посуды с гжельской росписью;
- Прослушивание мелодии песни «Незабудковая гжель» (музыка Ю. Чичкова);
- рисование гжельских узоров
Февраль
Тема недели : Мы все разные
Цели и задачи: Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей и рас, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности
Формы работы с детьми:
- Беседа о детях разных национальностей и рас;
- Рисование «разноцветные дети»;
- Д/и «Иностранец»;
- П/и детей разных стран;
- Викторина «Угадай персонажей сказок разных народов»
Тема недели : Русские богатыри
Цели и задачи: Закрепить представление о том, что русские люди защищали свою Родину во все времена. Знакомить с подвигами богатырей, с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
Формы работы с детьми:
- Презентация «Богатыри земли русской»
- Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»;
- Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке;
- Показ иллюстраций оружия: щит, меч, булава, палица;
- Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Тема недели : Ой ты, Масленица!
Цели и задачи: Воспитывать интерес к обрядовым народным праздникам, к истории России. Знакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами
Формы работы с детьми:
- Рассказ о Масленице;
- Пение обрядовых песен;
- Разучивание русских народных игр: «Колышки», «Удочка». Развлечение «Приди, Весна, с милостью…»
Тема недели : Какие еще символы есть у нашей страны
Цели и задачи: Продолжать знакомить культурным достоянием России. Расширять представление о предметах, символизирующих нашу страну (каравай, шапка-ушанка, матрешка, тройка лошадей, царь пушка, бурый медведь, белая береза и т. д.)
Формы работы с детьми:
- Беседа «Красная площадь – это символ?»;
- Рассматривание картин «Символы России» (шапка ушанка, матрешка, бурый медведь, царь –пушка, береза);
- Составление рассказа по картине «Белая береза», «Каравай – символ России»;
- Рассматривание альбома, карточек, посуды «Народные промыслы»;
- Прослушивание песни «Уголок России»;
- Коллективная аппликация «Березовая роща»
Март
Тема недели : Женский день
Цели и задачи: Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам. Познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики
Формы работы с детьми:
- Беседа «О мамах родных и очень важных»;
- Рассматривание иллюстраций знаменитых россиянок;
- Конкурс чтецов «Стихи о маме»;
- С/р игра «Дочки – матери»;
- Изготовление подарка мамам
Тема недели : Знаменитые россияне
Цели и задачи: Уточнить знания о знаменитых россиянах (А. Пушкин, П. Чайковский, И. Шишкин). Воспитывать чувство гордости за свой народ
Формы работы с детьми:
- беседа «Они прославили Россию»;
- Оформление альбомов «Знаменитые люди земли русской» с использованием фотографий, исторических фактов, газетных вырезок
Тема недели : Жаворонки
Цели и задачи: Знакомить детей со старинными обычаями встречи весны. Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа
Формы работы с детьми:
- рассказывание о традициях праздника;
- чтение фольклорных закличек, русских народных сказок о весне;
- изготовление «жаворонков»;
- хороводные игры «Воротца», «Гори, солнце, ярче»
Тема недели : Сказки народов России
Цели и задачи: знакомить детей с литературой народов России
Формы работы с детьми:
- Беседа «Сказка – ложь, да в ней намек»;
- Прослушивание сказок на дисках, просмотр диафильмов
- Показ драматизации отрывка любимой сказки
Апрель
Тема недели : Первый в космосе
Цели и задачи: Дать представление о космических полетах и первом космонавте – гражданине России Ю. Гагарине. Воспитывать гордость за страну – первооткрывателя космического пространства
Формы работы с детьми:
- Беседа «Первый космонавт»;
- разгадывание космических загадок;
- придумывание рассказа на тему «Космическое путешествие»;
- чтение: В. Бороздин «Звездолетчики» (главы «Первый в космосе», «Что видно из окошка»)
- рисование «Что увидел космонавт из ракеты»
Тема недели : Пасхальные чудеса
Цели и задачи: Воспитывать интерес к традициям своей страны, интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности
Формы работы с детьми:
- Беседа «Праздник Пасхи»;
- Рассматривание вариантов украшения яиц к празднику (драпанка, крашенка, писанка).;
- Игры-забавы «Катание яиц»;
- Чтение А. Блок «Вербочки», А. Плещеев «Христос воскрес!», Е. Михайленко. «Солнечный секрет», «Праздничные хлопоты»;
- Игра – алгоритм «Печём кулич»
Тема недели : Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!
Цели и задачи: Формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе в процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах
Формы работы с детьми:
- Беседа о проблеме загрязнения окружающей среды бытовым мусором.
- Экспериментальная деятельность по изучению свойств и качеств разных материалов;
- Наблюдения и целевые прогулки;
- Чтение художественной литературы.
- интерактивная игра «Сортируем мусор»
Тема недели : Растительный мир России
Цели и задачи: Расширять представления о растительном мире России, воспитывать эстетические чувства, учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы (леса, луга, поля). Формировать представление о лесах, как об особом богатстве России. Знакомить с лекарственными растениями
Формы работы с детьми:
- просмотр презентации «Зеленая аптека»;
- беседа «Лес – это богатство России»;
- рассматривание репродукций картин российских художников по теме;
- творческие работы «Редкие растения».
Май
Тема недели : День победы
Цели и задачи: Воспитывать патриотические чувства, побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны, к ветеранам Великой Отечественной войны
Формы работы с детьми:
- беседа «Этот день победы» «Кто такие ветераны»;
- слушание фронтовых песен;
- рассматривание репродукций картин К. Васильева о войне;
- чтение: С. Михалков «Быль для детей»;
- рисование «Салют победы»;
- Поэтический вечер «Этих дней не смолкнет слава»
Тема недели : Как велика моя земля, как широки ее просторы
Цели и задачи: Закрепить знания детей о природных объектах России. Дать детям знания о богатствах России. Воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать чувство гордости за свою страну
Формы работы с детьми:
- рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины: реки, моря, горы.
- Чтение стихотворения Н. Забила «Наша Родина», М. Матусовский «С чего начинается Родина?»
Тема недели : Малая родина. За что мы любим свой город?
Цели и задачи: Уточнить знания детей о родном городе. Формировать понимание выражения «малая родина». Воспитывать патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города
Формы работы с детьми:
- беседа о природных и архитектурных памятниках родного города;
- рассматривание иллюстраций, открыток и фотографий с видами Санкт-Петербурга;
- сравнение старых и новых районов города;
- Д/и «Что в родном городе есть»;
- Конкурс поделок ко дню рождения города
Тема недели : Что мы знаем о России
Цели и задачи: Обобщить и систематизировать знания о России. Формировать патриотические чувства, воспитывать гордость за свою страну
Формы работы с детьми:
- чтение: С. Баруздин «Страна, где мы живем» (главы из книги, З. Александрова «Родина»;
- конструирование «Построим город будущего»;
- придумывание сказок по мотивам русских народных сказок;
- рисование «Широка страна моя родная»