Аржинт Лариса
Тематическое музыкальное занятие «Музыкальные образы богатырей в творчестве русских композиторов» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Воспитание патриотических чувств и любви к своей Родине через знакомство детей с историей древней Руси, ее защитниками-Богатырями.
Задачи.
- знакомить с музыкальными образами богатырей в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Три чуда. Богатыри») и опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»;
- развивать певческие навыки через разучивание песни о богатырях «Богатырская» Н. Куликовой;
- развивать артикуляцию, речевое дыхание и ритмичность в логоритмическом упражнении «Мы-богатыри»;
Публикация «Тематическое музыкальное занятие „Музыкальные образы богатырей в творчестве русских композиторов“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
-развивать умение высказываться о прослушанной классической музыке, о средствах музыкальной выразительности, характере музыки.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку М. И. Глинки «Марша Черномора». На экране слайды, на которых изображены витязь Руслан и Черномор.
Муз. рук. Ребята, что за музыка звучала сейчас и какая она по характеру? (Ответы детей). Правильно, музыка звучит громко, торжественно, героически, она рисует образ героя, защитника, могучего богатыря.
Муз. рук. А кто такой богатырь? (ответы детей). Правильно- это защитник, который защищал свою Родину и свой народ от злых богатырей, таких как: Черномор из сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Мы с вами послушаем еще раз «Марш Черномора», а я почитаю вам отрывок из этой сказки, в котором А. С. Пушкин рассказывает о страшном и могучем Черноморе и о витязе Руслане, который освободил свою Людмилу.
Дети слушают музыку М. И Глинки и отрывок из поэмы А. С. Пушкина.
Муз. рук. Ребята, давайте с вами попробуем превратиться в богатырей.
Динамическая игра «Мы богатыри» (речь с движением).
Дружно встанем раз-два-три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим, (руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво, (поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, (поворот налево)
Наклонились влево-вправо (руки на поясе наклон влево-вправо)
Получается на славу! (руки вверх)
Муз. рук. Да, замечательные получились богатыри.
Сейчас я прочитаю вам отрывок из другой сказки А. С. Пушкина, а вы постарайтесь узнать эту сказку.
Муз. рук. читает отрывок из «Сказки о царе Салтане» о славных богатырях, которые охраняли город Леденец.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор
Муз. рук. Вы узнали эту сказку?. (Ответы детей) Образ могучих морских богатырей нарисовал Н. А. Римский –Корсаков в опере «Сказка о царе Салтане». В сказке рассказывается о трех чудесах, которые увидел царь Салтан в славном городе Леденец. Первое чудо- это Белка, которая пела песенки, а второе чудо – это Тридцать три богатыря, выходящих из волн морских и охраняющих город. А третье чудо- царевна Лебедь. Мы сейчас посмотрим небольшой мультфильм, который так и называется «Три чуда». Главное, обратите внимание на образы богатырей и музыку, которая их рисует.
Просмотр мультфильма «Три чуда» Н. А. Римского- Корсакова.
Муз. рук. В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря. В мелодии маршевый, мощный, чёткий ритм. Этот музыкальный отрывок называется «Богатыри» Сначала мы услышим призывный голос трубы. Она возвестит о том, что к нам идут богатыри. Потом музыка изобразит их тяжёлую богатырскую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека, и музыка будет звучать чуть слышно. Но постепенно она будет звучать громче, усиливаться – это богатыри будут подходить всё ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские глубины и музыка будет звучать чуть слышно.
Муз. рук. Как вы можете охарактеризовать это музыкальный образ богатырей?
Дети: грозный, торжественный, мужественный, величавый, гордый, взволнованный, решительный.
Муз. рук. Ребята, образы богатырей рисовали в своем творчестве и современные композиторы. Сегодня мы с вами познакомимся с песней Н. Куликовой «Богатырская» и разучим ее.
Прослушивание песни «Богатырская» в исполнении муз. рук. и разучивание ее.
Муз. рук. Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили и слушали музыку? Назовите мне композиторов и названия музыкальных сказок. (Ответы детей)
На другом музыкальном занятии мы познакомимся с богатырской темой в музыке других русских композиторов М. П. Мусоргского иА. П. Бородина